О ценах на бензин, экологии Байконура, инвесторах…

ortcomСледует ли опасаться дальнейшего повышения цен на ГСМ? Когда на территории космодрома Байконур начнет действовать казахстанское экологическое законодательство?
На эти и другие вопросы ответили члены кабинета министров на брифинге, посвященном ходу реализации поручений Главы государства в области поддержки отечественного нефтесервиса и сокращения барьеров для инвесторов.

Первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин сообщал, что в сентябре текущего года казахстанские нефтеперерабатывающие заводы произведут порядка 250 000 тонн бензина всех марок, в том числе АИ-92 — в пределах 186 тысяч тонн. Этого недостаточно, чтобы удовлетворить существующие потребности. На протяжении многих лет одна треть бензина на казахстанские рынки поступала из России. Но, по словам вице-министра, на сегодняшний день там тоже сложилась непростая ситуация (произошла авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, несколько российских заводов вышли на плановый осенний ремонт). В России появились новые регионы, потребляющие значительную часть энергоресурсов. Немалую роль в снижении поставок бензина из России играет и разница цен: «Если у нас стоимость одного литра АИ-92 составляет 128 тенге, то там — порядка 160 тенге. При такой ощутимой разнице сегодня найдутся мало компаний, которые купили бы дорого в России и завезли бы за более дешевую цену к нам. Теперь для того, чтобы в любом варианте обеспечить рынок АИ-92 и дизтопливом, было принято решение поручить АО «КазМунайГаз», как национальной компании, завозить для казахстанского рынка ГСМ даже себе в убыток».

В связи с тем, что наш партнер по Таможенному союзу сегодня не может поставлять на казахстанский рынок необходимое количество бензина, принято решение искать иных поставщиков, в частности, ведутся переговоры с азербайджанскими компаниями, Туркменией. Казахстанские заводы сегодня работают на полную мощность, принято решение перенести сроки ремонта Шымкентского нефтеперерабатывающего завода с осени 2014 на февраль-март 2015. Стабилизации рынка ГСМ будет способствовать и снижение потребности в них в связи с завершением уборочной страды.

«Предложение о повышении цен на ГСМ Правительством не поддерживается. То есть сегодня эта цена, которую мы имеем, сохраняется», — заверил Узакбай Карабалин. По его словам, полностью обеспечить страну отечественными ГСМ Казахстан сможет только после 2016 года. Три года назад Правительством принята программа по реконструкции всех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Она уже начата и будет производиться без остановки предприятий.

Участники брифинга рассказали об увеличении доли местного содержания в казахстанских нефтедобывающей и перерабатывающих отраслях. Казахстанские компании лидируют в сегментах по бурению, ремонту скважин.

— Другое дело, что есть виды работ: наклонное, направленное бурение, обслуживание сложной техники, морское бурение, подводная сварка, выполнить которые сегодня могут только иностранные специалисты, — констатировал Узакбай Карабалин. — Пока не хватает умений и знаний. Со временем освоим. Будем создавать совместные предприятия.

— На согласование в госорганы направлен проект постановления о соглашении между правительствами России и Казахстана «О порядке деятельности предприятий на территории космодрома Байконур». Планируется, что соответствующее соглашение будет подписано президентами Казахстана и России на 11-м форуме приграничного сотрудничества в Атырау, запланированном на конец сентября текущего года, — сказал заместитель председателя Комитета экологического регулирования и контроля МОСВР РК Ахметжан Примкулов. — После этого на территории космодрома будут действовать нормы экологического законодательства Казахстана.

Участники брифинга проинформировали о мерах, направленных на улучшение инвестиционного климата. Уже проведены два этапа сокращения лицензий и разрешений на 30% в 2011 и 2012 годах. 16 мая 2014 года был принят закон о разрешениях и уведомлениях, в котором установлен единый перечень разрешений. В первом квартале 2015 года будет разработан новый законопроект, предусматривающий сокращение количества разрешений еще на 50%. В ближайшее время весь процесс лицензирования будет осуществляться только в электронном формате.

Нина МИТЧИНОВА.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также