Беседы на Шелковом пути

104-4-2Выдающийся культуролог, политолог, общественный деятель Мурат Ауэзов своей жизнью еще раз подтверждает истину: любой творческий человек такого масштаба — это достояние республики, и относиться к нему нужно как к духовному богатству народа и стран.
С середины шестидесятых годов прошлого столетия самые яркие события в культурной, литературной, кинематографической и политической жизни Казахстана в определенной степени связаны с мировоззрением и жизненной позицией Мурата Мухтаровича Ауэзова. Это, конечно, молодежное движение казахской интеллигенции «Жас тулпар», основанное им в Москве в годы учебы в МГУ, проведение запрещенного вечера поэзии Махамбета, становление переводческого искусства в Казахстане, 5-я конференция стран Азии, Африки и Латинской Америки, декабрьские события в Алма-Ате, участие в антиядерном движении «Невада-Семей» и многое другое.

Его дневники «Уйти, чтобы вернуться» опубликованы отдельной книгой. Эта программная работа высоко оценена и российскими учеными. Не будем забывать, что писались они в далеком 1978 году, но актуальны и сегодня. Ауэзов генерирует свои идеи в книге «Времен связующая нить», а его блистательная «Эстетика кочевья» впитана поколениями казахской интеллигенции как редчайшая по своей новизне, предельно честная научная откровенность.

Как мы уже сообщали, в конце августа нынешнего года в Бурабае прошли в восьмой раз «Беседы на Шелковом пути» -это международный культурологический проект, обязанный своей известностью прежде всего личности Ауэзова. Достойный сын своего великого отца, Мурат Мухтарович, организатор и модератор «Бесед», задает верный тон диалогу о духовном, нравственном развитии этносов в эпоху глобальной ревизии ценностей.

Ему было всего 18 лет, когда скончался отец. Ранняя смерть самого родного человека сформировала отношение к казахской действительности: «…В последние годы он не только опекал, но и пестовал меня, как волк волчонка… Думаю, он породу во мне предполагал, и учил не хватке, а мудрости жить».

Призывая не ограничивать общение за круглым столом конференц-зала, Мурат Мухтарович напоминал участникам «Бесед на Шелковом пути» о доброй традиции продолжения душевных человеческих связей на профессиональной основе. Ведь еще основатель «Иссыккульского форума» Чингиз Торекулович Айтматов заложил благородный обычай находить общее в культуре тюркских центрально-азиатских народов, учил, что нет предела творческому дерзанию духа в преодолении времени и пространства.

Сам Ауэзов пишет в книге «Уйти, чтобы вернуться»: «…тюркское духовное наследие — это я в прошлом, а сегодняшний я — это тюркская духовность, прокладывающая и утверждающая свой путь в современности». Мурат Ауэзов проводит параллели между памятниками древнетюркской литературы и «Гильгамешем», поэмами Гомера, средневековой и современной тюркоязычной литературной традицией.

Являясь модератором восьмого заседания «Бесед на Шелковом пути», самый яркий евразиец современности, Ауэзов деликатно и политкорректно напоминал в разгар полемики о том, что настала пора от абстрагированного формата философских рассуждений переходить к солидарным действиям. Политики делают свое дело, задача же интеллигенции иная: сегодня Центральная Азия нуждается в понимании, уважении, свободе, а для этого она должна объединиться, ведь ни для кого не секрет, что ни одна из стран региона не самодостаточна в геополитическом смысле и потому достаточно уязвима ко многим глобальным вызовам современного мира.

Сейчас идет настоящая информационная война. В век информационных технологий нужно уметь грамотно продвигать свои ценности, убедительно и проникновенно разъяснять преимущества центрально-азиатской интеграции, находить новые способы и пути культурного взаимодействия приграничных государств. Не надо стремиться к чужой жизни, вместо того, чтобы строить свою. Пусть крепнет уверенность в своих силах, рождаемая доверием и уважением. Культура по своей природе всегда интегративна, несет в себе духовное начало, она проводник наших взглядов, определяет наши ценности, поведение, задавая жизненные ориентиры. Без глубины прошлого, высоты будущего — нет настоящего. Только имея такие векторы нашей памяти, нашего пребывания в этом мире, мы можем нести правду бытия.

Непредсказуемость сегодняшнего мира, его нестабильность, устойчивое предчувствие беды предопределяют вместо прежнего мирного сосуществования народов принцип совместного выживания. Научиться вместе преодолевать возникающие испытания. Суметь доказать значимость полноценной культурной, духовной интеграции. Эти мысли, озвученные во время бурабайской встречи интеллектуалов, пожалуй, созвучны чаяниям большинства наших соотечественников. Они находят отклик и у наших добрых соседей. Главным средством в сплочении наших народов, по мнению участников форума, будет служить, конечно, просветительское начало, голос разума, высокая миссия и ответственность либеральной интеллигенции. Нам еще многое предстоит сделать. Одно дело стремиться к интеграции, а другое — каждодневная работа, которую надо выполнять. Но есть масса честных людей, которые эту работу делали и в ту, и в эту эпоху.

— Только высокая культура и высокая нравственность в силах удержать мир от пропасти духовного разъединения и политической разобщенности, — таковы выводы, которые в самых разных интерпретациях сделаны участниками «Бесед на Шелковом пути».

Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также