Во имя будущего

Основной Закон
Прошло более 20 лет с тех пор как в январе 1993 года была принята первая Конституция независимой Республики Казахстан. Принятие главного политико-правового документа страны стало поворотным событием в истории Казахстана, ознаменовавшим начало перехода к принципиально новому этапу развития нашего государства.

Находясь в составе СССР, республика пользовалась конституцией советского периода, которая основывалась на принципе демократического централизма, то есть законодательная и исполнительная власти фактически лишались самостоятельности, и принцип разделения властей был отвергнут. История показала неэффективность и недемократичность подобной формы.

На начальном этапе независимости Казахстана, в связи с проводимыми демократическими реформами, законодательство требовало серьезного реформирования. Конструктивно преобразуемое казахстанское общество нуждалось в адекватном новым потребностям законодательстве. И прежде всего необходимо было принять новую Конституцию государства. И такая Конституция, юридически закрепившая независимость Казахстана, была принята в 1993 году.

Эта Конституция на определенном этапе стала важным элементом процесса избавления страны от наследия прошлого. Однако в силу сложившихся исторических обстоятельств она не смогла в полной степени разрешить все сложные экономические, политические и идеологические трудности, стоящие перед страной и ее народом.

Сложившаяся в середине 90-х годов ситуация объективно требовала целостного и тщательно выверенного конституционно-правового решения по всем аспектам государственного строительства.

В этот сложнейший для Казахстана период и была разработана новая Конституция, одобренная впоследствии на всенародном референдуме и закрепившая концепцию президентской республики.

Принятие в 1995 году Конституции РК положило начало развитию новой системы государственного управления, дальнейшей демократизации общества. Она отличалась от прежнего Основного Закона полнотой закрепления современных либерально-демократических ценностей, включая установление пределов власти государственных органов.

В отличие от размытых и утопических целей советских конституций в Основном Законе 1995 года высшей ценностью были провозглашены человек, его права и свободы. В государственном устройстве Казахстана впервые утвердился принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебные ветви. Произошло становление и дальнейшее совершенствование института демократических выборов, начался процесс создания «третьего сектора» неправительственных организаций и общественных объединений.

Однако жизнь не стоит на месте. Наши экономические успехи, повышение благосостояния каждого казахстанца, рост жизненных стандартов создали надежную основу для нового этапа демократического развития Казахстана.

В результате в 2007 году по инициативе Главы государства были приняты изменения и дополнения в Основной Закон страны, которые положили начало дальнейшему политическому и демократическому преобразованию общества и явились ярким свидетельством закономерного, эволюционного развития государственности, а также углубления демократических процессов в обществе.

Предложенные изменения в Конституцию открыли качественно новый этап в развитии нашего общества и направлены на развитие Казахстана, как сильного и демократически развитого государства.

Тем самым Главой государства уже на конституционном уровне подтверждена неизменность курса на продолжение политических реформ в казахстанском обществе.

Так, формирование Мажилиса на основе выборов по пропорциональной системе значительно усиливает влияние партий на принимаемые важнейшие решения. Тем самым придается новый импульс развитию всей политической системы страны.

Необходимо также отметить, что Казахстан из президентской республики стал президентско-парламентской. С этой целью расширены полномочия Парламента путем передачи ряда функций от Президента законодательному органу страны. В том числе таких значительных, как формирование Конституционного совета, Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета.

Усилена подотчетность Правительства законодательной ветви власти. Введена норма о предварительном согласии Парламента при назначении и освобождении от должности Премьер-Министра.

Прерогативой Парламента стало принятие бюджета страны и контроль за его исполнением. Таким образом повысилась роль Парламента в формировании экономической политики государства.

Дальнейшей консолидации общества способствует выделение парламентской квоты для представителей Ассамблеи народа Казахстана.

С принятием новой Конституции встали новые задачи и перед маслихатами. Маслихаты становятся основой местного самоуправления. Конституцией предусмотрено значительное повышение роли маслихатов, которые будут представлять действенное местное самоуправление.

Именно поэтому по предложению Президента страны Н.А. Назарбаева принято законодательное решение о введении с 2013 года выборности акимов городов районного подчинения, поселков и сельских округов маслихатами на альтернативной основе, тайным голосованием, которые были проведены в августе прошлого года.

И жизнь показала, что проведенные реформы способствовали устойчивому развитию страны, повышению жизненного уровня населения, сохранению стабильности в обществе при сильной власти и не повлекли за собой социальных и политических издержек.

Подводя итоги, следует отметить, что Казахстан в нынешних условиях сделал важный шаг на пути к созданию свободного терпимого общества, общества максимальных возможностей с высокой моралью.

Нам всем необходимо жить и действовать только по конституционным нормам, следует четко помнить, что строгое следование Конституции — это основа успешного развития государства и гражданского согласия в обществе.

Нина ДЬЯЧЕК,
секретарь Акмолинского областного маслихата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также