Уберечь молодежь от деструктивных течений

048-3-1Вера и общество
Научить молодежь не попасть под влияние чуждых казахстанской ментальности деструктивных идеологий и умело противодействовать им — именно с такой целью региональное управление по делам религий провело несколько встреч молодежи области с известными теологами, психологами и религиоведами республики. Аудитория слушателей была выбрана неслучайно, ведь главными объектами воздействия идеологов и пропагандистов радикальных идей являются молодые люди, в том числе студенты и школьники.

— Деструктивное религиозное объединение — это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к духовному, психическому и физическому состоянию личности. Разрушительная сила таких организаций касается и созидательных традиций, и норм культуры, порядка и общества в целом, так как имеет место использование психологического насилия, — говорит приглашенный из Астаны известный психолог, религиовед, президент «Ассоциации центров помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений», руководитель информационно-консультативного центра «Горячая линия-114» Юлия Денисенко.

Столичный специалист, в рамках круглого стола, который прошел в областной библиотеке им. М. Жумабаева, встретилась со студентами специальностей «психология» высших учебных заведений города Кокшетау. Формат встречи дал возможность показать и определенные знания акмолинской молодежи о том, почему люди вступают в секты. На первое место будущие спецы ставят эмоциональные причины, среди основных выделяют одиночество, недостаток общения, желание почувствовать свою значимость, слабую волю к жизни, личные кризисы, непонимание со стороны окружающих, неустойчивую систему ценностей.

Юлия Олеговна согласилась с ребятами и привела пример из своей практики:

— Пришли родители и попросили помочь — ребенок ушел из дома, отдалился. Сразу же спрашиваю о семейных проблемах, почему так произошло. Ведь ребенок отдалился, не когда ушел в секту, а гораздо раньше. Что-то же толкнуло его примкнуть к чужим людям. А родственники меня убеждают, что в семье все было хорошо. Но во время работы выясняется, что с ребенком не разговаривали, о его проблемах никто ничего не знал, и он признался, что шел в секту за любовью, которой не было в семье. И пусть взаимопонимание в псевдорелигиозной организации было всего лишь картинкой, но даже эта картинка ему оказалась дороже семьи.

Собравшаяся аудитория спросила религиоведа: как определить, что с твоим близким творится неладное?

— Человек начинает или вербовать своих родных, или замыкается в себе. Рвет с прошлым окружением, перестает смотреть даже фотографии, резко отказывается или от определенного вида пищи, или от алкоголя, даже в мизерных количествах. В лексиконе появляются новые слова, или обычные слова воспринимает по-другому. Пропадают из дома деньги, ценные вещи. Появляются новые друзья, звонки. Человек часто объясняет кому-то по телефону, где он и что в данный момент делает. Это пошел тотальный контроль. Сектанты на первых порах жестко следят, чтобы человек не общался с тем, кто может принести вред их организации, — ответила она.

Также Юлия Денисенко дала совет: если ваш дорогой и любимый человек попал в сети деструктивных организаций, не рвите с ним отношения, не говорите, что он плохой, сектант. Тем самым вы сработаете на секту, оттолкнете его от себя, что секте и надо. Покажите близкому человеку, что вы любите его, принимаете его, а вот организацию — нет. В ответ на его книги и листовки предложите компромат из интернета. Но не напрямую, сделайте вид, будто случайно забыли распечатки на тумбочке или столе. Если при вас он демонстративно читать не будет, то в ваше отсутствие обязательно полюбопытствует.

Гостья в ходе беседы со студентами сделала акцент на то, как правильно отреагировать на вербовщиков деструктивных и нетрадиционных течений. По ее словам, лучше сделайте вид, будто бы не видите их и не отвечайте. Или задайте им нестандартный вопрос. Например: «Сколько денег платите в месяц?», «Правда ли, что ваш лидер сидел в тюрьме?». Эти люди подготовлены отвечать на вопросы, связанные с Богом или другой профессиональной темой, а на обыкновенные житейские, как правило, ответить не могут.

Помимо круглого стола областными управлениями по делам религии, по вопросам молодежной политики, образования и общественным объединением «Насихат» в ДК «Кокшетау» на днях проведена конференция «Религия и молодежь». Молодым акмолинцам об основных методах вербования идеологов деструктивных течений рассказал руководитель ОО «Консультативно-реабилитационный центр «Ансар» (Актюбинская область), теолог Аскар Сабдин.

— Деструктивные течения завлекают в свои ряды молодых людей, наделяя их компетенцией исламских ученых высшего ранга. «Погоны» великих муджтахидов, безусловно, эмоционально возвышают человека, и ему уже не хочется опускаться до уровня рядового обывателя, тем более, если эти обыватели — кафиры и прочие «заблудшие». В итоге, следуя своим шейхам, они выносят направо и налево правовые решения и заключения, на которые по религиозным канонам они не имеют права, — говорит теолог. — Кроме этого радикалы-идеологи узаконивают разного рода нарушения и преступления. Например, спекулируя тем, что в Коране не упоминаются наркотики, представители некоторых джамаатов курят анашу. Другие, обманывая девушек, совершают с ними никах (бракосочетание), а потом через 2-3 месяца бросают их и передают, как «аманат», другим «братьям». И таких примеров огромное количество. В результате мы имеем дело с последствиями пропаганды нетрадиционных мусульманских сект, которые наделяют безграмотных, не понимающих Коран и хадисы в оригинале, да и вовсе не умеющих правильно читать священное писание, правом убивать и грабить под прикрытием, якобы, благих намерений, — констатировал он.

Руководитель областного управления по делам религии Сауле Ибраева рассказала, что их агентством, в рамках борьбы с распространением материалов экстремистского характера проводится проверка и интернет-ресурсов. Так, на сегодняшний день выявлены и запрещены согласно решению Генпрокуратуры РК более 40 псевдорелигиозных сайтов. За период создания агентства проведена экспертиза около 1000 материалов религиозного содержания. Еще около 1,5 тыс. изданий прошли предварительные экспертизы и находятся на стадии принятия решения.

Кайрат АБЕНОВ.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также