Почти рождественские истории

Милосердие
По данным международной организации по миграции, только в 2012 году в республике были выявлены 125 жертв торговли людьми. Причем только половина из них — казахстанцы, остальные — граждане других стран СНГ: Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины и России. Всего же за восемь лет выявлены 876 таких людей. По данным же Казахстанской миссии агентства США по международному развитию, ежегодно только сексуальной эксплуатации в Казахстане подвергаются около 7967 человек, а 6318 из них вывозятся за границу с той же целью.
Но это только те, кто сумел вырваться и заявить о преступлении. А сколько пленников сейчас работают на полях и стройках, сколько девушек держат в подпольных борделях — этого не знает никто…
Кто эти люди, как им помочь? Об этом мы беседуем с президентом ОО «Феминистская лига» Галиной Морозовой. Это общественное объединение в 2013 году удостоилось статуса «Лидер Казахстана-2013», и сегодня его визитная карточка размещена на сайте Таможенного союза.

За плечами Галины Васильевны не одна спасенная человеческая жизнь. Ведь каждый, кто стал жертвой торговли людьми, сексуального домогательства, жестокого обращения, найдет пристанище в созданном ею в 2008 году при поддержке посольства Нидерландов центре реабилитации — приюте для пострадавших от торговли людьми.

Теперь работу этого дома, который стал последней надеждой многих людей, попавших в рабство, финансирует Норвегия.

— Финансирование из-за рубежа вовсе не говорит о бездействии казахстанских властей. Делается многое. Без помощи работников правоохранительных органов, медиков работать было бы куда сложнее. Полное понимание и действенную помощь всегда оказывают сотрудники миграционной полиции, — говорит Галина Васильевна. — Но проблема работорговли носит общемировой, глобальный характер. И это хорошо понимают на Западе.

Действительно, незаконная миграция, провоцирующая проблему торговли людьми, сегодня стала головной болью для многих стран. Прежде всего, европейских. Именно туда устремляются люди за лучшей долей. Но иногда оказываются в трудовом, сексуальном рабстве. И это очень опасно и для них самих, и для общества.

—  Рабам действительно нечего терять. Доведенные до отчаяния, они готовы на все. Собственная жизнь для них ценностью не является. Тем более, жизнь окружающих. Именно они являются социальной базой для экстремистских, радикальных организаций, — делится своими размышлениями Галина Морозова. — Никакую пружину нельзя закручивать бесконечно. Когда-то выстрелит. И неизвестно, в какой стране мира это произойдет. Надо помогать людям,  попавшим  в беду, здесь и сейчас.

Помогать так, как делает это Галина Васильевна. По вполне понятным причинам ни она, ни сотрудники приюта никогда не называют адрес, по которому он находится. Нолюди уже приходят сами. С 1998 года в ОО «Феминистская лига» реальную помощь получили более 300 человек. С1 апреля 2008 года -начала времени работы приюта — 147. Около 30% из них — несовершеннолетние. Большая их часть — наши земляки. Немало уроженцев из других стран: Монголии, Китая, Киргизии, Узбекистана, Российской Федерации, Украины…

—  Самое страшное, когда видишь, что случай — «безвозвратный», что человек искалечен физически и духовно настолько, что помощь оказывается бесполезной. Труднее всего реабилитировать жертвы сексуального рабства, — с болью говорит Галина Васильевна. — Поэтому так важно, чтобы люди пришли к нам, не дойдя до последней черты.

Среди бывших обитателей приюта таких немало. Одна из них — шестнадцатилетняя девочка. Из сельской семьи среднего достатка. Училась в колледже. Платить стало нечем — пошла на работу. Заработанных денег не получила. Стала требовать — работодатели решили ее продать. Удалось сбежать. И помогла ей в этом женщина, мать пятерых детей. На свое счастье девочка оказалась в приюте. Сейчас у нее все хорошо.

Мужчина из Узбекистана. Приехал на заработки. Полгода работал без денег с просроченным удостоверением. Помогли простые женщины, которые видели, как его избивали, как сорокалетний человек плакал от безысходности. Позвонили. В приюте оформили документы, помогли вернуться на родину, ксемье.

— Что ты возишься с этой Г., она же «зэчка», толку все равно не будет, — так говорили многие Галине Васильевне, видя проблемы с одной из обитательниц приюта. Сегодня она достаточно прочно стоящий на ногах предприниматель. Вышла замуж. Часто навещает собратьев по уже бывшему несчастью. Никогда не приходит в приют с пустыми руками.

Женщина с двумя детьми подвергалась не только эксплуатации, но и жутким истязаниям. Ее избивали на глазах у детей. Сейчас работает, снимает жилье, старшая дочь окончила колледж, младшая учится в колледже.

Сегодня в приюте уже несколько меся цевживетуроженец Российской Федерации. Ему чуть больше шестидесяти . В Казахстане оказался еще в 90-е годы прошлого века. В какой-то мере он — жертва не только трудового рабства, но и царившей в те времена неразберихи. Из РФ выписан, в Казахстане — не прописан. Советский паспорт, с которым он приехал, скоро оказался недействительным. Работящий, талантливый, хорошо рисует. Не пьющий. Вообще, Галина Васильевна говорит о том, что стереотипное представление о пьянстве поголовно всех людей, попавших в трудовое рабство — это миф. Уже по той простой причине, что алкоголик — не работяга, и никакому хозяину он не нужен. С. оказался в положении бесправного раба в крестьянском хозяйстве в одном из районов нашей области. Бежать не пытался — куда бежать без документов… Эффективно работают и методы устрашения: уйдешь — обвинят в воровстве. За эти годы не раз переходил от одного хозяина к другому, его, если не продавали, то передавали в качестве такого «живого подарка». Что может быть страшнее? А ведь все эти годы его искали брат, жена, двое детей, выросших без отца. Сегодня С. говорит спасибо Галине Морозовой, программе «Жди меня», людям, которые видели ее и сообщили о том, что его ищут. Встреча с родными, которые помнят, любят, ждут не за горами. Как только оформят удостоверение личности, за ним приедут. Очень хочется верить, что это последний Рождественский праздник, который С. встречает не в кругу семьи. Но в любом случае, не в рабстве, а в уютном теплом доме за празднично накрытым столом. В доме, где он обрел надежду и шанс на нормальную жизнь.

Для того, чтобы как можно больше людей, попавших в беду, обрели этот шанс, нужны слаженная работа государственных органов, институтов гражданского общества и просто внимание, милосердие к ним каждого из нас.

— Все больше пострадавших направляют к нам уже не только правоохранительные органы, но и просто неравнодушные граждане, которые не могут пройти мимо чужой беды. Отношение людей меняется. Раньше махали рукой, теперь пытаются помочь, — говорит Галина Морозова. — «Милость к падшим» — это не только заповедь всех религий, но и закон человеческий, сообразующийся со здравым смыслом. Рано или поздно бремя содержания людей без трудового стажа, без пенсионных накоплений ложится на государство (хозяева от немощных избавляются), а значит — и на каждого из нас — добросовестных налогоплательщиков. Чужой беды действительно не бывает. Так что делиться надо. Делиться, чем можешь, деньгами, участием, советом…

И тогда обитателей в приютах станет меньше. А таких почти рождественских историй от Галины Морозовой — больше.

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также