Фактор национального единства

102-6-1Интервью по поводу
Стало доброй традицией отмечать в третье воскресенье сентября День языков народа Казахстана. Накануне праздника мы, как говорится, «притянули» к ответу Госмана Толегула, начальника управления по развитию языков Акмолинской области.
О Госман Толегулович, давайте поговорим о том, что делается в последнее время по развитию языков в нашем Акмолинском регионе, чем при этом руководствуемся?
— Для нас, акмолинских активистов языков, главным документом является «План мероприятий на 2011-2013 годы по реализации Государственной программы развития и функционирования языков в РК на 2011-2020 годы в Акмолинской области». Этот документ составлен во исполнение Закона РК «О языках в Республике Казахстан» и утвержден соответствующим постановлением областного акимата в августе 2011 года. Здесь определены несколько направлений работы.

Одно из них называется «Государственный язык — главный фактор национального единства». Начнем с того, как у нас обстоят дела по владению государственным языком. Если в 2011 году 51 % населения области владело государственным языком, то данный показатель в 2012 году уже составил 63 процента. По стратегическому плану он должен составить в 2013 году 68%, к 2015 году — 75 и к 2020 году — 95 процентов.

Неотъемлемой частью в изучении казахского языка является сфера образования. С каждым годом растет число учреждений с казахским языком обучения, строятся школы и дошкольные учреждения. В настоящее время количество общеобразовательных школ по области составляет — 631, с казахским языком обучения — 180, русским языком — 221, со смешанным языком обучения — 230. В школах 43% учеников обучаются в казахских классах. Кроме того, на сегодня в области действуют 44 колледжа. В них обучаются 25899 студентов, 24,6% из которых, то есть 6387 студентов получают образование на казахском языке.

А по нашей линии казахский язык преподается в Центрах обучения. В области функционируют 16 районных, 2 городских и один областной центр. Всего 19. Центры работают практически во всех районах и городах области за исключением Коргалжынского района, где преимущественно проживают лица коренной национальности. В пяти центрах изучают казахский и английский языки, в остальных — только государственный язык.

В текущем учебном году по области открыты в общей сложности 367 групп, в них обучаются 4013 слушателей, более трети из них — государственные служащие. Количество людей, охваченных обучением, по сравнению с 2011 годом, увеличилось на 31 процент.

—  Все ли желающие имеют возможность обучаться в этих центрах?

— Вопрос понятен. У нас, кроме того, имеются бесплатные курсы. Реализация первого направления программы предполагает организацию бесплатных групп для лиц, заинтересованных в изучении казахского языка. Такие курсы действуют при шести центрах: областном, Кокшетауском городском, Атбасарском, Бурабайском, Есильском и Зерендинском районных центрах обучения.

Помимо этого есть такое понятие, как социальный заказ. С целью привлечения представителей других национальностей к изучению государственного языка в области действует специальная программа. В прошлом году реализацией этой программы занимался частный фонд гуманитарных исследований «Евразия-Даналық». В результате обучены 160 человек, из них 120 человек получили сертификаты. Программа будет действовать и в этом году, займется ею тот же фонд. Обучение уже начато — сформированы четыре группы, в которые входят 80 желающих.

В ходе реализации Госпрограммы развития и функционирования языков управление проводит различные мероприятия…

— Да, проводим. Это направление работы называется «Популяризация и расширение сферы применения государственного языка». Как видно из самого названия, оно состоит из мероприятий, делающих привлекательным изучение языка. Так, управление в этом году в областном центре и в ряде районов провело конкурсы «Абай окулары», «Балгын шақ», «Жігіт сұлтаны», «Мемлекеттік тіл және БАҚ», конкурс мастеров художественного чтения имени О.Бокея, семинары-совещания на тему «Стратегия «Казахстан-2050» и языковая политика в регионах» и другие.

Опубликован сборник «Өңірлік тіл саясаты: белестен белеске», совместно с областным телевидением снят фильм «Казахский язык — наш духовный стержень», видеоролики «Стратегия «Казахстан-2050» и языковая политика», «Казахский язык — уникален». Изготовлены четыре билборда и два пилона, которые размещены в многолюдных местах города Кокшетау. Ко Дню языков народа Казахстана в рамках госсоцзаказа изготовлены еще два билборда.

Как показали результаты мониторинга, с начала года увидели свет на страницах СМИ 494 публикации по языковой политике. Доля вещания передач на госязыке по областному телевидению составляет 69%. Сейчас в газетах области действуют более 35 рубрик по пропаганде казахского языка.

 — Как у нас обстоят дела с делопроизвдством на казахском языке, ведется ли ономастическая работа?

— По итогам 2012 года доля исходящих документов на государственном языке по области составила 90%, в 1-полугодии 2013 года — 92%. Эта работа стоит на постоянном контроле. Время от времени проводим проверки. Так, в 2013 году совместно с органами прокуратуры проверили 65 госучреждений области.

Проводится и ономастическая работа. В настоящее время в области из 637 населенных пунктов 345 (55%) имеют наименования на казахском языке. Со дня Независимости в нашей области было переименовано в общей сложности около 200 объектов.

Как известно, Ваше учреждение называется «управлением по развитию языков». Что делается по развитию других языков?

—   Изучение родных языков диаспор является одним из важных направлений нашей работы. Есть у нас такая школа, где специально изучают языки других национальностей. Называется «Шаңырақ». Здесь ведется изучение казахского, русского, польского, немецкого, корейского, ингушского, татарского и армянского языков.

В некоторых районах области также функционируют курсы по изучению языков диаспор. Например, в Астраханском районе и городе Кокшетау изучается польский язык, в Сандыктауском, Бурабайском, Будандынском, Атбасарском районах и городах Степногорске и Кокшетау — немецкий язык.

Особый вопрос — изучение английского языка. Сейчас при пяти центрах обучения госязыку действуют курсы английского языка. Общее число групп составляет — 20.

Безусловно, проводится большая работа по реализации языковой политики, обозначенной Главой государства. Однако, все ли у нас так гладко?

—  К сожалению, нет. Как и в любом другом деле, есть свои специфичные проблемы. Прежде всего, нас волнует то, что государственный язык еще в недостаточной степени интегрирован в социально-коммуникативные сферы. Нет у нас квалифицированных специалистов, осуществляющих синхронный перевод в залах заседаний акиматов районов и городов. Остается низким уровень материально-технической базы. Во многих районных и городских центрах обучения государственному языку учебные кабинеты не соответствуют требованиям дня, не оснащены мультимедийной доской и другим современным оборудованием.

Хочу нашу беседу закончить словами Президента. В декабрьском Послании прошлого года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства Нурсултан Назарбаев сказал: «Уже сегодня в стране более 60% школьников обучаются на государственном языке, во всех школах введено его изучение. Это означает, что если ребенок пошел в школу в этом году, то через десять — двенадцать лет мы получим новое поколение казахстанцев, поголовно владеющих казахским языком.

Таким образом, уже к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повсеместного общения. И это, безусловно, будет важнейшим достижением нашего государства. Наш суверенитет, наша независимость наконец-то обретет то, что скрепляет нацию, цементирует ее -это родной язык. Это главный бриллиант в короне суверенности нашего государства».

Лучше не скажешь.

Беседовал Даулет АХМЕТЖАНОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также