Работникам транспортного цеха АО «ССГПО «Алексеевский доломитовый рудник» здорово повезло. И в этом плане им чуток завидуют коллеги из других производств и учреждений. А дело в том, что они ежегодно отмечают два профессиональных праздника- День металлурга вместе с горняками, и День работников транспорта с теми, кто занят перевозками пассажиров и грузов. Какому из торжеств отдают предпочтение, сказать трудно. Но понимая что к чему, руководство рудника все же не оставляет своих подчиненных без внимания и постоянно в знаковые даты календаря воздает им за усердный труд.
А труд здешних транспортников легким не назовешь. Каждый, считай, из двадцати водителей находится в постоянном напряжении. Подобно землемеру оценивает каждый метр пути, сбавляет скорость на неровностях и поддает газку на длинной прямой. Летом изнывает от жары, находясь в наколенной солнцем кабине большегруза, зимой внимательно следит за работой узлов и агрегатов, чтобы не заклинило, скажем, от сильного холода тормозные колодки, да не подвели другие органы управления самосвала. Но самым главным считает здешний водитель для себя не выбиться из графика вывозки горной породы из карьера на дробильно-сортировочный комплекс.
Алексеевский доломитовый, считай, ровесник целины. Находясь на промплощадке, где идет добыча полезных ископаемых, диву даешься размаху работ. Когда глядишь сверху в карьер, голова кружится от глубины, откуда постоянно подают на-гора ценнейшее сырье для предприятий металлургии Казахстана и соседней России. Сегодня уже не поддается подсчету какой объем грузов перевезли на этом пятачке здешние водители. Не кичатся своими успехами, считают, что и другие сделали бы столько, если бы того потребовала ситуация. Рано оживает транспортный цех рудника. Первыми сюда, конечно же, приходят водители. Врачи Мария Красько и Татьяна Кудинова очень внимательны и в то же время придирчивы — ни за что не допустят до работы, если у кого-то из водителей зашкалило артериальное давление или же человек недомогает по каким-то другим причинам. Получив отметку «здоров», в диспетчерской получают наряды — задания, путевые листы, а дальше предоставляют механикам машины на техосмотр.
На доставке горной породы занято шесть автосамосвалов «БелАЗ» грузоподъемностью 30,45 и 55 тонн. За один круг от карьера до площадки промпереработки каждый водитель наматывает на спидометре шесть километров. Скорость большегрузов по прямой дороге ограничена — не более 25-30 км. по прямой, по горизонту на виражах по карьеру под 90-180 градусов снижение скорости до 10 и меньше километров. При таких условиях согласно нормы каждый водитель, доставляя на переработку горную породу, должен за смену сделать 23-24 рейса, вскрыши -28-29 рейсов.
Что и говорить, требования жесткие, и похвально, что водители справляются с такими заданиями. Конечно, большую роль тут играет высокий их профессионализм. Большегрузами управляют опытные специалисты, имеющие соответствующую категорию и первый класс. Этими качествами отличаются Яков Дикгаут, Владимир Войчишин, Валерий Громов, Кайролла Абитаев, другие. Благодаря их стараниям оборудование дробильно-сортировочного комплекса и обогатительной фабрики постоянно действует в режиме нагрузок, предприятие строго по графику в требуемых объемах отправляет потребителям качественное сырье.
Горняки благодарят за старательный труд и водителей автобусов. Иван Литвиненко и Владимир Евстратов курсируют по близлежащим селам, доставляя рабочих на предприятие и обратно домой. Ведомственный пассажирский транспорт всегда исправен, в салонах чистота и порядок. Не обойтись на предприятии и без автокрана на базе автомобиля «КрАЗ». Он здесь нарасхват. То его используют на ремонтных работах в поселке горняков или на выгрузке доставленных материальных ценностей из головного склада. Без такого механизма на действующем руднике не обойтись.
— Наша автотехника всегда на ходу, — делился начальник транспортного цеха Олег Гончаров. Все возникающие поломки, обязательные тех уходы, а также текущие и капремонты машин делаем в типовой мастерской. Она обеспечена станками и оборудованием, укомплектована хорошими специалистами. Все виды ремонтных работ вплоть до капремонта дизельных двигателей, коробок перемены передач, ведущих мостов осуществляем своими силами.
Владимир ХУДЕНКО.
Зерендинский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.