Редко какое предприятие нашей области имеет статус единственного в Республике. Одно из них -АО «811 авторемонтный завод КИ».
…1 июля 1976 года на окраине г. Ерементау начал работать «811 -й военный завод». Название сколь устрашающее, столь и загадочное. Однако ничего страшного, на самом деле, новый завод не производил. Его назначением был ремонт автомобильной техники, действительно, военной — БТРы, танкетки и т.п. Но главным и основным было восстановление автомобилей — «ЗИЛ — 130, 131», «Урал-375» и их модификаций. Подчинялся завод непосредственно Министерству обороны СССР. Работали на нем, в основном, военнослужащие. Как вспоминает сейчас главный инженер предприятия Геннадий Бейбенин, работающий здесь с 1991 года, в штате завода было две роты солдат, а это около 200 человек и порядка 150 гражданских. Понятно, что к секретным узлам военных автомобилей допускались только люди, принявшие присягу и подписавшие документ «о неразглашении».
В лучшие годы своей деятельности, а это 80-е прошлого века, завод за один месяц ремонтировал до 100 автомобилей и 250 агрегато-комплектов. Заказов было много, но предприятие с ними справлялось.
Ну, а что началось в начале 90-х, рассказывать не надо. Союз развалился, про завод №811 забыли.
— Где-то с 1993 года, — говорит Геннадий Бейбенин, — объем заказов у нас резко сократился.
Понятно, армии СССР не стало, а формирование своей — дело не одного дня. Тут, конечно, не до ремонта автотехники.
Тем не менее, завод жил — пусть на малых по объему заказах. Ведь он все же вошел в состав военно-ремонтных предприятий Вооруженных сил РК.
Вспомнили про 811-й в 2004-м году. В соответствии с постановлениями Правительства РК «811 авторемонтный завод» был реорганизован в АО «811-й авторемонтный завод КИ». (КИ — «Казахстан инжиниринг». Прим. автора).
— Работать нам стало интереснее, — признается главный инженер. — Стали поступать от Минобороны Казахстана новые заказы. Первый — на ремонт дизельных двигателей. До этого мы имели делотолькосбензиновыми. Закупили новое оборудование, инструменты, обучили специалистов. И дело пошло. Потом еще один заказ — наладить выпуск спецавтотехники: на базе гусеничного тягача наше конструкторское бюро разработало проект вездехода «Батыр». Ну, а наши умельцы этот проект стали воплощать в жизнь. Затем — еще одна заявка от Минобороны — опять на спецавто-технику. Справились — на базу «ГАЗ-66» мы ставим свой кузов -удлиненный «УАЗ-469». Получился вездеход«Барс».
В 2011 году на завод поступила заявка от МЧС РК: наладить производство пожарных машин. Для специалистов и рабочих завода и это предложение было по плечу: на базе автомобиля «Урал» они вначале сделали машину с 3-х кубовой емкостью, потом — с 4-х, а затем — и с 8-кубовой.
В общем — все задачи, поставленные перед заводом, его работники выполнили.
— В данное время, — говорит генеральный директор АО Ержан Каримов, — у нас работают 125 человек. Все — гражданские, людей в погонах на территории завода нет. Коллектив стабильный, многие трудятся на нашем предприятии по 20 и более лет. Есть у нас и трудовые династии: автослесари Анатолий Иванович Матренин и его сын Максим; Мажит Жумабаевич Сарсенбаев и продолжатель его рода Рахат, отец и сын Константин Николаевич и Вячеслав Кислинские, супружеская пара Галина Николаевна — главный экономист и Алексей Михайлович — начальник производства — Пономаренко.
В этом году количество заказов, к сожалению, у нас снизилось, — продолжает свой рассказ Ержан Балыкбаевич. — Работаем где-то процентов на 50 от своих возможностей. А для того, чтоб загрузить рабочий завод на все 100, разрабатываем планы по проведению сервисного обслуживания зарубежной сельхозтехники, производству современных средств защиты военнослужащих — касок, бронепластин, щитов и других.
Александр ДОЛГОВ.
г. Ерейментау.