В первое воскресенье августа в нашей стране отмечается День транспорта. Современный мир невозможно представить без автомобиля, поезда или самолета. В Кокшетау самым крупным автотранспортным предприятием является городской автобусный парк. Накануне профессионального праздника с журналистом «АП» беседует генеральный директор этого предприятия Асия Шаримова.
— Асия Умертасовна, как бы вы охарактеризовали современное состояние рынка автобусных пассажирских перевозок?
— На сегодняшний день пассажирские автобусы остаются наиболее распространенным видом пассажирского транспорта, доступным для всех слоев населения. Во многих регионах ввиду отсутствия других видов автобусный предоставляет единственную возможность обеспечения мобильности населения. Разумеется, для создания эффективной конкурентоспособной транспортной системы необходима соответствующая инфраструктура, отвечающая современным требованиям к качеству обслуживания пассажиров и уровню безопасности.
История парка насчитывает более 65-ти лет. Мы осуществляем внутригородские (обеспечиваем более 50% всей потребности), междугородние и даже международные маршруты. Могу сказать, безусловно, за последние годы произошли значительные изменения на рынке услуг по перевозке пассажиров автобусами различных сообщений. К сожалению, не все из них влияют положительно на нашу работу. К примеру, очень мешает деятельность частных автоперевозчиков, чаще всего нелегалов, которые прибывают на вокзалы за полчаса до отправки рейсового автобуса и начинают зазывать пассажиров. А ведь по статистике большинство ДТП происходит по вине именно таких водителей, которые, гонясь за прибылью, забывают о соблюдении ТБ, часто выходят в одиночку на далекие расстояния, не имея тахографов, элементарных аптечек. Не говоря уже о том, что и налоги в бюджет они стараются не платить.
— В заслугу автобусному парку я бы поставила то, что Кокшетау, в принципе, отличается от других городов республики завидной регулярностью и точностью прибытия автобусов на остановки, несмотря на сокращение некоторых рейсов...
— Такая оценка очень приятна, спасибо. Ее можно подтвердить и данными статистики. В целом количество рейсов, совершенное с так называемым сверхнормативным отклонением от графика, на нашем предприятии наименьшее в области. К слову, такая четкость достигнута благодаря работе наших водителей, диспетчеров, которые трудятся на предприятии десятилетиями, зачастую даже семейными династиями.
— То есть, текучести кадров нет?
— Среди ИТР, однозначно, нет. А вот дефицит водителей огромен. Труд их очень сложен, к тому же требует дисциплины и большой самоотдачи. Многие не выдерживают, а в последнее время у водителей возникла устойчивая тенденция ехать работать в Россию вахтовым методом. У людей появляется намного больше свободного времени, чтобы побыть с родными, друзьями. Немало наших рабочих приближается к пенсионному возрасту, а заменить их практически некем. Мы работаем со многими автошколами города, и, увы, констатируем, что молодежь даже не идет учиться на эту категорию. Хочу заметить, в былые времена труд водителя относился к вредному производству, и люди уходили на заслуженный отдых в 55 лет. Теперь такого нет, вот и поддерживаем свои, имеющиеся кадры, как можем: своевременная выдача зарплаты, соцпакет, дополнительные привилегии по коллективному договору, другое.
— А рейсы срываются, как правило, из—за поломки автобусов?
— Чаще всего. Хотя надо отметить, за последние 13 лет (столько я работаю в этой должности) парк был обновлен на 80%. Тем не менее, около 20% автобусов устарели и морально, и технически, а финансовая ситуация не позволяет осуществить обновление парка так сказать, в одно мгновение. Конечно, мы думаем и дальше приобретать новые автобусы. В этом направлении наши партнеры — российские производители, которые надежно зарекомендовали себя по качеству, да и цена у них намного приемлемее коллег из дальнего зарубежья.
— Скажите, появятся ли в областном центре новые маршруты?
— Думаю, в этом нет необходимости. Маршрутов достаточно, наши дороги и так переполнены транспортом. Представьте, ежедневно по городу производят перевозку пассажиров до двухсот автобусов и маршруток! Могу только сказать, что некоторые из существующих маршрутов для удобства горожан будут изменены. Сегодня идет такая работа.
— Что ожидает акмолинцев относительно платы за проезд?
— Здесь лукавить не приходится. Мы как могли сдерживали цены на проезд на одном уровне, причем осуществляли льготные перевозки по 15-ти категориям, но сейчас рентабельность снизилась совсем. Выживаем только за счет междугородних и международных рейсов. Не секрет, перевозки пассажиров и в советские времена были планово-убыточными. В то время я работала в автопарке экономистом и могу сказать, что при стоимости проезда в пять копеек его себестоимость составляла 7,5. Но эта разница покрывалась государством, если не в виде финансирования, так в виде дополнительного приобретения транспорта. Теперь же бюджет у нас «красный», денег у государства, местных властей не хватает, а топливо с каждым днем дорожает. Поэтому мы подали заявку на повышение тарифа до 60-ти тенге, но, сколько реально будет стоить проезд пока неизвестно. Все зависит от местных властей. Но, однозначно, повышение тарифа произойдет.
— Сегодня в России, Белоруссии, в Астане говорят об установке так называемых электронных контролеров — «валидаторов». Не планируете ли вы в недалеком будущем перейти на электронную систему оплаты проезда?
— Таких намерений нет. Я была в Алматы, наблюдала, как осуществляется деятельность валидаторов. Некоторые люди подходили к ним обилечивались, другие — нет.
Причем никакой контроль, как, к примеру, в метро, не срабатывал. Зашли — проехали — на своей остановке вышли… Что ни говори, работа контролера, когда происходит прямой контакт с пассажиром, все-таки надежнее.
Накануне профессионального праздника со страниц «Акмолинской правды» хочу сказать спасибо всем, кто связал свою жизнь с автобусным парком, кто, невзирая на сложности нашего времени, не гонясь за «длинным рублем», продолжает надежно и добросовестно трудиться. Верность профессии, ежедневная самоотдача, профессионализм помогут нам в преодолении всех невзгод и трудностей.
Примите самые искренние поздравления с профессиональным праздником, уважаемые члены нашего коллектива и коллеги, транспортники! Безаварийной вам работы, безопасных и ровных автомобильных и жизненных дорог! Здоровья и благосостояния!
Беседовала Марина МАРКЕВИЧ.