Мир души

76-3-1Религия и общество

Вера всегда нужна тем, кто хоть чуточку жив изнутри, у кого есть душа, которая познает, растет, анализирует, извлекая жизненные уроки, чтобы быть готовой отвечать за все, что происходит с нами.

В сегодняшнем неспокойном мире жизненно важно состояние души и умиротворенность, дух, дающий сил двигаться дальше, не ропща, не топчась в рытвинах невзгод и не увязая в колесе сомнений, а изменяя и преображая многое в себе. Начался священный месяц Рамазан, и обо всем этом мы беседуем с наиб-имамом Центральной мечети г. Кокшетау имени Науана Хазрета Канатом Алшынбаевым.

— Увеличивается ли количество прихожан во время месяца Рамазан?

— «Всевышний дает мудрость тому, кому пожелает. Кто же будет одарен мудростью, тот получит многочисленные блага, ведь мудрость — одна из важных составляющих, ведущих человека к счастью», — сказано в Коране. Разумеется, налицо положительная динамика роста — все больше истинно верующих из числа молодежи обращается к вере, отрадно и то, что к исламу обращаются представители разных этносов — это немцы, украинцы, русские. Люди приходят в мечеть обрести спокойствие. Духовная воодушевленность в месяц мусульманского поста у большинства населения возрастает, главное — это вера, которая неизменно, по милости Всевышнего, всегда с нами. А самое полезное — осознанно идти по этому пути, получая радость от него.

Поясните, пожалуйста, значение «садака».

— Благие дела часто понимаются в виде милостыни и помощи нуждающимся. Но есть моменты, когда у человека нет материальных возможностей для совершения благого, а он хочет помочь себе и, главное, другим. Милостыней, садака, считается любое доброе слово, любая разновидность хорошего поступка, благой совет, ласковый, поддерживающий взгляд, — все то, что делается с намерением принести другому добро, радость, замечу, что в хадисах указано «сотворенное благо возвращается к своему хозяину добром». К примеру, на строительство в Кокшетау новой мечети часто выделяют средства: кто-то молча дает крупную сумму, предпочитая оставаться в тени, кто-то же, пожертвовав несколько меньшую, требует огласки содеянного добра. Истинное добро, а не реклама добра, это милостыня, садака. Лучше помолиться за нуждающегося, дать совет, сказать нужные слова, простить кого-то, в т.ч. бестактно требующего помощь, чем дать садака, за которым последует внутреннее сожаление о совершенном добре или кичиться содеянным, неуместно и заносчиво упоминая, кому была оказана помощь. Препятствование скверному тоже считается садака, побуждение к благому, любое восхваление Господа, любая благодарность Господу — все это милостыня.

У Пророка Мухаммеда есть заповедь,  чрезвычайно актуальная для нашего времени: «Отдавай плату работнику до того, как успеет высохнуть его пот».

— Аяты Корана увязаны с современной жизнью, мы трансформируем законы Корана в нашу действительность. Изменять надо в себе не столько внешний облик, лексикон, сколько суть, состояние свое внутреннее, воспитывать в себе силу духа, только не слепую и фанатичную, а гибкую и проницательную. Крайне важно позитивное восприятие даже очень негативных (на первый взгляд) ситуаций.

Пророк Мухаммед был послан в наш мир, чтобы усовершенствовать нравы даже в нашем, совершенном и одновременно несовершенном мире людей.

Еще в древности утверждали: «Всякая нравственность выходит из религии». Что Вы скажете об этом?

— Всякая вера связана с образом и ментальным уровнем людей, с их пониманием того, что есть зло, что — добро.

А каждая религия намечает путь, с помощью которого человек может достигнуть спасения, это воспитание и самодисциплина.

Религия редко является чисто личным делом каждого, хотя вера человека носит очень интимный, сокровенный характер, она всегда предполагает наличие сообщества людей, разделяющих принципы этой веры, таким образом религия формирует не только мировоззрение отдельного индивида, но и создает духовную эмоциональную поддержку общества. Так или иначе, вера — носитель добра, в истории человечества из чистой веры исходили самые сильные стимулы и высочайшие достижения в области искусства и науки.

С чего начинается изучение Корана, если человек, работающий над собой, приходит к вере?

— Работа над собой — это сложный процесс, труд души, воли, интеллекта. Полезно осознанно идти по этому пути, получая радость от него, а не отягощаясь. Изучение Корана начинается с изучения подводящих к этому процессу, как, например, ритуальное омовение. Затем приступают к изучению арабского алфавита и письма, после осваивают правила чтения — таджунд. Отмечу, что само содержание Корана включает множество разных сфер наук. Изучение значений священной книги называют «тафсир», изучение послания сур и аятов — «асабабу» — ннузуль.

Пророк Мухаммед сказал: «Лучшие из тех, кто обучился Корану, те, кто обучает ему других».

Как можно оценивать существующие переводы Корана?

— В настоящие время Коран переведен на многие языки, в т.ч. на казахский и русский. Сделать его точный адекватный перевод — дело трудное и серьезное, ведь неверный перевод может привести к вредным последствиям. Мы не можем говорить об идеальном переводе, отмечу, что только лишь само содержание Корана не достаточно для полного его понимания. Обязательно необходимы комментарии. Нередко ученые объединяют в один сборник «мунта-хаб», что означает «избранное», комментарии, изучая которые человек может понять смысл сур и аятов и причину их ниспослания. Есть четыре тома книги «Значение и смысл Корана», изданной в Москве в переводе Абдель Салямаль — Манси, Сумайя Афифи.

 Что важно в Коране?

— В Коране все важно, но главное — осмысление и действие на основе Священной книги. Ведь это не просто книга, а божественные законы, ведущие нас к обретению счастья в этом и ином мире.

Создатель ниспослал нам свое откровение, зная что для нас полезно, что для нас не нужно, ведь слово «Коран» — производное от глагола «ка-ра*а», т.е. читать. Чтение на арабском «кира-аа*атун», слово «Коран» означает «многократно читаемый».

Особенно многократно читаем Коран от начала до конца в месяц поста Рамазан. И все же, главное не прочтение, а осмысление и руководство по Священной книге.

  — Можете пояснить, что такое хикметы, суры и аяты Священного Корана?

— Коран состоит из 114 сур (глав). Суры состоят из аятов. Эти суры и аяты не исповедают нам историю, Коран — не историческая книга. Всевышний указывает нам путь к достижению счастья, решению жизненно важных вопросов. Суры же были ниспосланы, чтобы облегчить наше положение, нашу жизнь. Слово «аят» (как предложение в главе) означает «знамение». На самом деле, каждый аят, каждое слово Корана — является знамением Творца. То, что исполнено 1400 лет назад, сохраняется в первозданном виде, значение аятов раскрываемо и по сей день.

«Хикметы» принято переводить, как назидания, лексическое значение их — «мудрость, ниспосланная свыше».

Сунна — это слова и действия Пророка, мне же по душе следующее определение «нужное время или поступок в нужное время и нужном месте».

— Что такое хадисы?

 — Изречения Пророка, точнее, его слова и действия. Шариат создан на основе Корана и ха-дисов, но это тема отдельного большого разговора.

Благодарю Вас за интересные пояснения, помогающие знать, уметь, просвещаться, учиться, трудиться и жить по совести.

Алия АХЕТОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также