Стремительно развивающиеся современные электронные средства связи дают массу невиданных ранее возможностей. Но все-таки куда больше информации, поводов для сравнений, выводов дает живое общение. Тем более, если это общение с людьми, близкими по духу, по сфере деятельности.
Подтверждение этому члены Акмолинской делегации получили на Международном фестивале приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Пусть дружба будет искренней и честной».
В течение трех дней мы имели возможность обсудить с российскими, казахстанскими коллегами состояние, тенденции этнокультурного развития приграничных регионов и перспективы сотрудничества в этой сфере.
На прошедших диалоговых площадках, в кулуарных разговорах постоянно звучало примерно следующее «Мы тоже занимаемся этим, но немного иначе…».
Действительно, в реализации государственной национальной политики России и Казахстана очень много общего. И речь, естественно, не идет о каком-либо заимствовании и копировании. Общность проистекает из нашего общего стремления жить в мире, недавнего единого прошлого, пестрым полиэтничным составом наших государств, очень схожей ментальностью, мощными интеграционными процессами. Только совместными усилиями с сопредельными государствами мы сможем дать достойный ответ на глобальные вызовы современности, об опасности которых говорит Нурсултан Назарбаев в Стратегии развития Казахстана на период до 2050 года.
Как и на всем постсоветском пространстве в девяностые годы прошлого века начался бурный рост национального самосознания. Появилась объективная потребность и институционализации этого процесса. Людям надо было помочь определиться, ответить на вопросы. И в России, и в Казахстане начинают создаваться национально-культурные центры. Сегодня только в Омской области действуют более 60 национально-культурных объединений, в том числе более двадцати национально-культурных автономий.
В Акмолинской области этнокультурных объединений более тридцати.
Казахстанцев, конечно, заинтересовали национально-культурные автономии. Само слово «автономия» несколько настораживало. Оказалось, что, в принципе, это то же этнокультурное объединение, но с более широким спектром действия, затрагивающим и вопросы социального характера. В числе национально-культурных автономий и Региональная казахская национально-культурная автономия, созданная в 1999 году.
Казахов в Омской области, действительно, много. Это только в относительном выражении цифра З,9 процента от общего числа населения выглядит не слишком внушительно. На самом деле, за ней стоят живые люди — больше 80 тысяч казахов. «Для помощи этим 80 тысячам и была создана национальная культурная автономия. У организации, конечно, нет административных или, тем более, геополитических амбиций. Во главу угла ставится сохранение казахской культуры, национальной духовности, традиционного менталитета, живого языка. Но, если нужно, культурная автономия может представлять национальные интересы или помочь своим членам в решении их семейных или рабочих проблем», — говорит ее Президент Анарбек Жунусов.
А казахских национально-культурных центров Омской области становится все больше. Скоро отметит двадцатипятилетие Сибирский центр казахской культуры «Мөлдір».
В казахском ауле Домбай, который упоминается в архивах с еще с 1696 года, создан собственный национальный центр. Творческое осмысление богатой мифологии казахов, дошедшей до нас из тех далеких веков, изучение элементов традиционной обрядовой пластики, бережное сохранение предметов быта и замечательных образцов декоративно-прикладного искусства, изготовленных мастерами-домбайцами, — лишь часть направлений, которые выбрал для себя Домбайский центр национальной культуры.
У людей растет потребность вернуться к своим истокам, обрести твердую почву под ногами, жить в соответствии с духовными, нравственными заповедями своих предков. Именно поэтому рост числа этнокультурных объединений в полиэтничныхрегионах-тенденция устойчивая. Постоянно расширяется сфера их деятельности. Сегодня речь может идти о профессионализации руководителей этнокультурных объединений. С 2011 года на факультете культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского осуществляется набор на направление «Народная художественная культура», профиль «Руководство этнокультурным центром».
У россиян большой интерес вызывала деятельность Ассамблеи народа Казахстана, роль областных ассамблей в ее структуре. Когда члены казахстанской делегации подробно рассказали об истории возникновения ассамблеи, направлениях работы, то омичи всерьез задумались о создании такой организации в их регионе. В этом случае отпала бы необходимость в многочисленных совещательных органах. Сегодня в Омске созданы: Консультативный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при губернаторе, Общественная палата Омской области, Консультативный совет по вопросам взаимодействия с национально-культурными объединениями при областном министерстве культуры, Совет руководителей этнокультурных объединений при Омском Доме дружбы… Объединение в одной структуре, могло бы существенно повысить эффективность их деятельности.
Желающие изучить родной язык, как и у нас, могут посещать многочисленные воскресные школы.
Интересен опыт работы Школы диалога культур (СШ № 13 г. Омска). Рассказывает ее директор Марта Павлова: «Для обеспечения мира необходимо не только формирование толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли». Сведения о культуре, традициях других народов в этой школе содержатся во всех предметах учебного плана. Задачи этнокультурного образования можно решать даже на уроках химии или математики. Скажем, тему «Тепло» по физике здесь объясняют на примере строительства жилищ разных народностей. На уроках технологии они учатся шить национальные костюмы, готовить национальные блюда, мастерить национальные игрушки. «В нашей школе дети обладают способностью увидеть мир глазами другого. И понимать его язык. Есть ученики, которые по-русски ни слова не понимали. Таких ребят направляют сюда на учебу со всего города».
В своем выступлении на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана Президент страны Нурсултан Назарбаев говорил о необходимости совершенствования работы Домов дружбы. Для Акмолинской ассамблеи, с нетерпением ожидающей завершения строительства нового Дома дружбы (теперь казахстанские Дома дружбы будут называться Дворцами Мира и Согласия) опыт омского Дома дружбы был особенно интересен.
Если в первые годы становления омский Дом дружбы взаимодействовал лишь с двумя национально-культурными автономиями, то сегодня это сотрудничество охватывает уже 23 автономии и 57 НКО. В структуре Дома дружбы созданы секторы сохранения и поддержки культуры основных национальных групп и народов — славянских и тюркских, народов стран Западной Европы и Балтии, Кавказа и Дальнего Востока. По сути, это активно действующая площадка для совместного обсуждения проблем, информационного обмена, передачи опыта в формировании толерантности. Семинары, мастер-классы, «круглые столы», выставки, концерты — это рабочие будни омского Дома дружбы. Большой популярностью пользуются летние этнокультурные детские лагеря, организация которых тоже находится в введении Дома дружбы.
На народном гулянии, проходившем в последний день фестиваля, познакомилась с Ритой Яурене. «Я не просто учитель латышского языка. Я — носитель латышской культуры», — так представилась эта дама, приехавшая из Латвии. Родилась она, как и многие репрессированные латыши, в Омской области. В Латвию родители вернулись в 1958 году, когда ей было два года. Но «Я постоянно хотела приехать, увидеть места, где родилась, с которыми так много связано. И вдруг такая возможность появилась». При министерстве просвещения Латвии создано Агентство латышского языка. Именно оно отправляет своих специалистов во многие точки планеты, где есть этнические латыши, желающие сохранить свои язык и культуру. И Рита Яурене уже второй год живет в селе Бобровка Тарского района. Из 150 жителей более 100 — латыши. Много смешанных семей. «Дети язык утратили. Прежде всего потому, что уходят из жизни бабушки, которые рассказывали сказки и пели колыбельные на латышском». Среди латышей, живущих в разных странах мира, очень популярны специальные летние лагеря для латышских семей. Организуются они, главным образом, на средства Всемирного общества латышей. Две семьи из крохотной Бобровки там уже побывали.
«Сибирские латышки — такие же, как и мы, но немножко другие», — говорит Рита Яурене. — Они также хорошо поддерживают порядок в доме, во дворе. Но они более открытые, дружелюбные, гостеприимные».
Как и мы, омичи все чаще обращаются к историческому прошлому своей семьи, восстанавливают собственную родословную, пытаются вернуть утраченные традиции, интересуются истоками своего рода, составляют родословную — Шежире.
А «Шежире — это Древо поколений, которое сводится к единому корню. Шежире не раскалывает нас, а объединяет», — говорится в Послании Президента народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Нина МИТЧИНОВА,
член Ассамблеи народа Казахстана.
г. г. Омск — Кокшетау.