Прокурорские проверки
Необходимость повышения эффективности намеченных в стране важных и нужных программ обсуждается сегодня на всех уровнях. И неслучайно люди на местах, ожидающие быстрых и реальных перемен, обусловленных государственными решениями, зачастую их не могут дождаться. В чем же тут дело? В формализме чиновников, неготовности или подчас даже нежелании самих участников программ или непродуманности некоторых моментов в их реализации? А может, и то, и другое, и третье. Что подтверждают проведенные проверки прокуратурой области по эффективности расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию программы «Занятость-2020». Из республиканского бюджета на эти цели были направлены: в 2011 году — 1 012 573 тыс. тенге; в 2012 году — 2 046 517 тыс. тенге; в 2013 году — 2 943 558 тыс. тенге. Известно, что реализация цели осуществляется по четырем направлениям, а именно: обучение и содействие в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства, повышение мобильности трудовых ресурсов и развитие сельских населенных пунктов. Однако проверка показала грубые нарушения законности при исполнении. Вот одно из них, по которому прокуратурой возбуждено уголовное дело «за злоупотребление полномочиями, совершенные должностным лицом». Специалист отдела занятости и социальных программ Енбекшильдерского района в 2011 году незаконно оформила, как безработных лиц в порядке организации социальных рабочих мест тех, которые фактически находились в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем и имели постоянную оплачиваемую работу. При этом заявления о постановке на учет в качестве безработных от имени этих людей были оформлены самим специалистом отдела. За услуги по предоставлению социальных рабочих мест отдел в период с января по июль 2011 года на счет индивидуального предпринимателя незаконно перечислил 146 667 тенге для выплаты зарплаты социальным рабочим. Аналогичное нарушение было допущено тем же специалистом отдела и в 2012 году, в результате чего государству был причинен ущерб на сумму 264 715 тенге.
Нарушения порядка присвоения статуса безработных и выплаты социальным рабочим заработной платы также установлены в Сандыктауском — 4 факта и Бурабайском районах — 17 фактов. Центром занятости Сандыктауского района направлены 25 человек на социальные рабочие места, которыми предоставлен неполный пакет документов. Сумма субсидий по выплате заработной платы составила за 2011-2012 годы 1 736,1 тыс. тенге. А центром занятости Бурабайского района участникам молодежной практики была выплачена заработная плата на общую сумму 776,7 тыс. тенге без предоставления приказов о прохождении практики и заключения трудовых договоров с работодателями. Установлены также факты несвоевременного перечисления денежных средств на лицевые счета шести участникам социальных рабочих мест центром занятости Аккольского района.
В 2011 году по третьему направлению («Повышение мобильности трудовых ресурсов») было предусмотрено переселение 53 семей (212 человек по области). Однако по причине несвоевременного приобретения и строительства жилья средства на выплату субсидий в сумме 5 610 тыс. тенге на конец года не освоены, и семьи не переехали. Так, в 2011 году в Аккольском районе было предусмотрено финансирование в сумме 425,0 тыс. тенге на переселение четырех семей (16 человек) из сел с низким экономическим потенциалом. Однако они не были переселены по причине несдачи в срок жилья. Факт неисполнения программы имел место и в Енбекшильдерском районе, якобы, по причине отсутствия желающих на переселение, в результате остались неосвоенными 265,8 тыс.тенге бюджетных средств. Есть случаи нецелевого использования кредита. Так, С. Жума-галиевым согласно бизнес-плану планировалось приобрести инкубатор на сумму 3 000 тыс. тенге. Однако заемщиком в течение пяти месяцев средства не были освоены и оборудование не приобретено.
Другой пример: в 2012 году МКО «Есиль» жителю с. Коянды Целиноградского района Какею Булбулу был предоставлен кредит в сумме 3 000 тыс.тенге на реализацию проекта — открытие мебельного цеха. Однако фактически Какей Булбул самостоятельно изменил целевое использование кредита на устройство общественной бани.
В г. Степногорске при проверке законности расходования финансовых средств, выделенных для государственной поддержки предпринимательства, выявлены грубые нарушения требований Правил в части законности оформления участников данной программы. Установлено, что ИП «Султанов С.» получил кредит в 2012 году на расширение собственного дела, но не предоставил справку из налогового управления об отсутствии задолженности, несмотря на это должностными лицами у него были приняты документы. Более того, в ходе проверки законности выдачи кредитов на поддержку предпринимательства установлено, что все документы согласно перечню, утвержденному Правилами, на Досумбе-кова Б., получившего кредит на сумму 3 000 000 тенге (в 2012 году), в центре занятости г. Степногорска отсутствуют.
В нарушение требований трем семьям, переселенным из сел Бурабайского района в г. Щучинск центром занятости субсидии на переезд не выплачивались. Семья Лай Казыбек, состоящая из шести человек, относящаяся к иммигрантам из числа этнических казахов, переселилась в июле 2012 года из а. Атамекен в райцентр, при этом ей было предоставлено служебное жилье, организовано трудоустройство главы семьи, однако субсидии на переезд не оплачивались. Аналогично субсидии на переезд не были выплачены четырем семьям, переселившимся в 2012 году внутри Бурабайского района. Общая сумма невыплаченных субсидий составляет 137 530 тенге.
В нарушение Постановления Правительства работниками центра занятости Жаркаинского района истребованы дополнительные документы.
Результаты проверок реализации направлений программы показали, что местными исполнительными органами не в полном объеме использованы все средства, что в конечном итоге сказалось на задаче по снижению уровня безработицы среди населения. Этому способствовали некачественный анализ рынка труда и потребности в обучении и организации социальных рабочих мест и молодежной практики. Отсутствие должного контроля приводит к формальному исполнению и недостижению намеченных конечных результатов. По выявленным нарушениям возбуждены два уголовных дела и пять материалов проверок переданы в правоохранительные органы для принятия процессуального решения, по актам прокурорского реагирования восемь должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Александра МЯКОТА,
по материалам пресс-службы прокуратуры области.