«В целом по Республике из 2 283 объектов, предусмотренных отраслевой Программой «Питьевая вода», сегодня не функционируют около 9%. Это около 200 объектов, из них 42 были приняты ранее в эксплуатацию». Одной из причин сложившейся ситуации стало «отсутствие необходимого контроля со стороны уполномоченных органов …». Эти и другие факты, свидетельствующие о серьезных упущениях при реализации уже завершившейся программы, приводил заместитель Генерального прокурора РК Жакип Асанов на дистанционном семинаре по теме рационального использования водных ресурсов, в том числе по обеспечению населения питьевой водой.
Как не допустить подобных ошибок при реализации Программы «Ақ бұлақ», рассчитанной на 2011 — 2020 годы, говорили депутаты Мажилиса Парламента РК, видные ученые, правоведы.
Более пятидесяти сотрудников прокуратуры Акмолинской области стали участниками этого обучающего семинара, организованного Институтом Генеральной прокуратуры РК при поддержке Астанин-ского Центра ОБСЕ.
Буквально каждый из выступающих на нем говорил об общемировом характере проблем по обеспечению населения питьевой водой, о нарастающем ее дефиците. Заместитель Главы Центра ОБСЕ в Астане Жаннет Клётцер подчеркивала, что обеспеченность водой -важнейший фактор устойчивого развития любого государства. От болезней, связанных с нечистой водой, умирает больше людей, чем в результате всех форм насилия, включая войну. Такое положение дел является вызовом всему человечеству и подрывает усилия в области развития. «Существующие проблемы носят международный характер, и решить их можно только совместными усилиями, используя потенциал гражданского общества», — эта мысль звучала во многих выступлениях.
«Лучшая правовая практика по управлению водными ресурсами в Европе», — тема доклада преподавателя Казахско-Германского университета Барбары Жануш-Пав-летта.
В большей части выступлений речь шла о правовых аспектах реализации государственной политики Республики Казахстан в области
обеспечения водной безопасности страны.
Задавали вопросы, принимали участие в обсуждении все участники семинара, независимо от того, на каком расстоянии от Астаны они находились.
«Как идет работа по паспортизации и инвентаризации всех водных объектов и гидросооружений Казахстана. Для ее проведения нужны специалисты-гидротехники, а зачастую их в регионах не хватает. Какой вы видите выход?» — такой вопрос задал прокурор Специализированной природоохранной прокуратуры Акмолинской области Ербол Кусаинов.
Второй его вопрос был не менее конкретен: «Почему для получения разрешения на строительство любого водопровода всякий раз необходимо проводить оценку запасов водных ресурсов в данной местности. Это процедура долговременная и дорогостоящая. Почему не использовать возможности существующего водного кадастра?».
В ответ прозвучало, что существующий водный кадастр был составлен еще в 1962 году. Естественно, что за прошедшее время ситуация с казахстанскими водоемами
изменилась. На создание первой очереди нового водного кадастра уйдет, по меньшей мере, несколько лет. И это при наличии соответствующего финансирования. Так что, слова Президента страны о том, что «необходимо в целом изменить мышление нашего общества. Мы должны перестать транжирить воду — наше одно из самых драгоценных природных богатств», обращены не только к рядовым потребителям воды, но и к разработчикам бюджета, авторам различных программ, реализация которых без полноценного водного кадастра весьма затруднительна. Об этом говорили участники семинара.
«В Административном кодексе РК отсутствует норма, предусматривающая ответственность за качество питьевой воды», — констатировал Ербол Кусаинов. «Часто складывается парадоксальная ситуация: нарушение есть, а спросить не с кого. Потому что разные части единого водовода находятся в руках разных собственников, а те кивают друг на друга». С ним согласны все участники семинара.
Старший прокурор управления прокуратуры области Болат Байме-нов акцентировал внимание на сле-
дующей проблеме: «Во многих населенных пунктах отсутствуют эксплуатирующие организации. Государство строит объект, а принять его в сельских населенных пунктах некому. ТОО, конечно, берут на баланс. Но у них нет профессиональных кадров, которые могли бы эффективно эксплуатировать дорогостоящий объект».
Проблема обеспечения населения качественной питьевой водой -проблема комплексная. «Помимо прокурорского надзора должна быть налажена система действенного общественного контроля за качеством сооружаемых объектов и их эксплуатацией», — подчеркивали многие выступающие на семинаре.
И, конечно, нужно формировать личную культуру потребления. В том числе и культуру потребления питьевой воды. По многим прогнозам она довольно скоро будет стоить дороже нефти. Не только в Казахстане, в мире в целом. Ведь неслучайно еще в 2010 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, провозгласившую 2013 год Международным годом водного сотрудничества.
Нина МИТЧИНОВА.