Эксклюзивное интервью
Моя собеседница — Флюра Надырова, прямой потомок Науан Хазрета, правнучка по материнской линии лидера мусульман Северного Казахстана именем которого названа мечеть в Кокшетау. Науан Хазрет состоял в переписке с самим Абаем Кунанбаевым, получил в свое время образование в духовных заведениях Бухары и Багдада.
О своем непростом пути к вере это миловидная и моложавая женщина согласилась рассказать нашей газете, уверенная в том, что отважный человек дает пример многим.
—Флюра апай, как вы пришли квере?
— Я родилась в вере. В год большого террора, в 1937 году, все близкие Науан Хазрета были репрессированы. Но и во времена воинствующего атеизма в глубине сердца томилась привязанность к Всевышнему, завещанная и переданная почти на генетическом уровне. Мы засыпали и просыпались с именем Аллаха на устах, каким-то подсознательным чувством осознавая неистребимую потребность держаться вероисповедания предков, чтобы сохранить свое национальное лицо и душу, язык и культуру. Но даже в самые жестокие времена мы открывали Коран с трепетом и придыханием, хотя не понимали это Священное писание.
Мне было 5 лет, когда не стало бабушки, именно она привила мне тогда потребность обращаться в молитвах к милости Всевышнего. Сама я с золотой медалью окончила СШ № 2, затем вуз и аспирантуру, 40 лет прожила в счастливом браке с мужем, который ушел из жизни в 2011 году. Буквально через неделю после его смерти я потеряла дочь. Надо ли говорить о моем состоянии, но после 40 дней траура я обратилась к любимым книгам покойного супруга, как раз шел месяц Рамадан. Но в каждый наступающий день мне казалось, что я еще не готова приступить к намазу. Отыскала в одной брошюре 20 страниц 30-го джуза Корана на кириллице, стала изучать арабский язык, который освоила за 8 месяцев. В Интернете позаимствовала методику изучения арабского языка — мединский курс профессора Абдуррахмана. Начала с букв, с самого малого. Изучение Корана — это большой душевный и интеллектуальный труд. Убеждена, что познавать надо сам источник.
Наверное, я преодолела в себе многое, когда в 67 лет вошла в класс мечети, в котором за партами сидели юные девушки. Настолько велика во мне была тяга познать глубину Священного Корана, что я почувствовала, что моего самообразования недостаточно. К счастью, теперь в мечети много молодых, грамотных, образованных людей, которые с успехом передают свои знания и, несмотря на возраст, они для меня авторитет. Я поняла, что есть одна — единственная Книга, в которой сосредоточена отныне для меня вся мудрость мира. Многие хотят знать и изучать Коран, главное — не бояться и начатьдажеснуля, какя.
— Скажите, насколько истинно верующему трудно жить в современном социуме?
— Наверное, особых сложностей нет. Ведь главное для верующего это то, что он живет в особом духовном мире, во внутренней гармонии с собой и другими, при этом никого другого не смея осуждать. И поэтому ему радостно жить…
— Многие люди ударяются в бытовую веру, приемля лишь обрядовую сторону. Что думаете по этому поводу?..
— Вера — очень сокровенное, глубоко интимное, внутреннее чувство, которое не поддается приказам, запретам и т.п. Понимать всю глубину чувств верующих подчас невозможно. Есть вещи, которые нельзя объяснить.
— Человек в храме и человек вне храма — это одно и то же? Нет ли здесь двуличия?
— Все события и люди приходят в нашу жизнь, потому что мы это сами допускаем, мы ихпритянули. Есть множество людей, которые даже не принадлежа на самом деле ни кодной конфессии, живут по заповедям. Религиозная обрядность ими может вовсе при этом не приветствоваться, но, прежде всего, они живут праведно. И в то же время можно ходить исправно в мечеть на пятничные намазы и при этом продолжать жить не по заповедям. Люди думают, что Бог видит их сверху, а он видит их изнутри…
— Что для вас основное в вашем религиозном чувстве?
— Ислам — это мир. Что мне дал вход в этот мир? Открыв дверь в мир ислама, я прежде всего почувствовала духовную связь, внутреннюю, теперь уже вовек нерасторжимую с покойным мужем. Его потеря была для меня страшным потрясением, но сейчас твердо знаю, Всевышний никогда от меня не отвернется. Муж часто говорил мне о том, что нельзя обижаться на людей, необходимо уметь научиться прощать, что любовь — это вовсе не эйфория эмоций, а прощение, благодать и спасение. Речь, конечно, шла о любви к ближним. Приобщение к вере, у каждого идет своим путем. Вера настоящая — это всегда труд развитой души, это потребность в самопознании, самосовершенствовании. Не всегда я была такой, какова сейчас. Многие вещи переосмысливаю заново, и мне это только в радость. Всем моим знакомым дала понять, что принимая меня, они могут понять меня другую. Когда хоронила мужа, имам сумел меня убедить, что я могу дать пример отказа от прежних традиций пышного дастархана и раздачи дорогих тканей. «Начнем с вас, давайте покажем, что эти традиции совершенно чужды исламу. Гораздо важнее творить благо и помогать истинно страждущим». И тогда наша семья поехала в Сандыктау, в местный детдом, и подарила компьютерный класс — это то, что принесет пользу детишкам. У нашего народа достаточно добрых, благих традиций, и о них не надо забывать.
Я сама еще только учусь. Постоянно обращаюсь к имамам, у них за плечами знания, они всегда готовы помочь. Это очень хорошо, что мечеть пополняется умными образованными священнослужителями. Куда хуже, когда муллы-самоучки по-своему интерпретируют чтение Корана, а проповедовать в незнании — это грех. Читая аяты, познавая суры Священной книги мусульман, я испытываю истинное блаженство.
Альберт Эйнштейн когда-то сказал: «Разум, однажды раздвинувший свои границы, никогда не вернется в прежние». Сердце, отданное Всевышнему, счастливое сердце. С каждым чтением Коран становится мне ближе. Словно он написан сегодня и обращается прямо ко мне: «Вспомни! Опамятуйся! Быть может, ты вспомнишь…»
Чтобы, идя вперед, не забывать оглядываться назад-туда, куда вернешься. Идя по кругу, мы должны всегда помнить о том, что предшествовало нам, и знать, что нас ждет. Всевышний создал человека, чтобы он познал себя…
Алия АХЕТОВА.