О казахстанском кино. Сегодня и на перспективу

Зрителям и поклонникам
О развитии кластера киноиндустрии в Казахстане говорили в ходе пресс-конференции в Службе Центральных коммуникаций представители Министерства культуры и спорта, заинтересованных сторон: департамента юридической службы, киносети «Арман», АО «Казахфильм», союза кинематографистов Казахстана.

Как сообщила вице-министр культуры спорта Актоты Райымкулова, одним из приоритетов развития казахстанского кинематографа является выход отечественного кино на мировой уровень. Для этого будут меняться подходы к развитию отрасли. Министерством разработан отдельный новый отраслевой закон «О кинематографии». Поручение принять отдельный закон о кино было дано Главой государства.

В течение 2017 года проект документа прошел широкое обсуждение. Законопроект разработан с учетом опыта ведущих стран кинопроизводителей (Россия, Франция, Китай, США, Корея и др.). В течение трех лет он широко обсуждался в экспертной среде, в том числе с участием ведущих казахстанских и зарубежных кинематографистов, дистрибьюторов, прокатчиков, т.е. всех участников этого рынка, включая частный и государственный секторы.

Согласно официальной статистике в стране действует 35 кинопроизводственных организаций, выпускающих в год свыше 250 кинокартин, включая телевизионные и частные проекты. Действуют 93 кинотеатра и 247 кинозалов. Кассовые сборы составляют свыше 14 млрд. тенге, из них всего 10% — от казахстанских картин. Из 400 фильмов, идущих в прокате, только 6% или около 24 картин — казахстанского производства.

«Для всех прогрессивных стран киноиндустрия — это высокодоходный бизнес, создающий колоссальный мультипликативный эффект с охватом всех смежных с кинематографом сфер экономики. Это огромные дополнительные возможности для новых инвестиций, привлечения новых технологий, создания рабочих мест», — считает А.Раимкулова.

Многие страны целенаправленно предоставляют киноуслуги и привлекают в страну крупных кинопроизводителей. Например, Венгрия предлагает с 2015 года чистую ставку налогового возврата до 30% на всю кино- и телепродукцию, производимую в стране. Благодаря этому здесь были сняты фильмы «Крепкий орешек-5», «Шпионка». Чехия и Хорватия предлагают налоговый возврат в 20% на все траты в стране, в Канаде действуют налоговые скидки до 46% затрат на рабочую силу.

Привлечение крупных иностранных компаний в сферу киноиндустрии также влечет развитие технологического прогресса в области ІТ-технологий, что является приоритетом Государственной программы «Цифровой Казахстан-2020». Большое внимание здесь нужно уделять развитию анимации. Известно, какие огромные прибыли получают во всем мире только от продажи брендовых товаров с героями мультфильмов.

К сожалению, в Казахстане практически вся кинопродукция ориентирована на внутреннюю аудиторию. Самое большее, мы ограничиваемся разовыми международными показами на фестивалях.

Кинополитика министерства принципиально ориентирована на создание фильмов об истории страны, ее культуре, традициях, современных достижениях, исторических личностях и «героях нашего времени» с целью создания позитивных и созидательных образов.

В то же время, сообщила вице-министр, у нас есть примеры успешных фильмов, востребованных на рынке и приносящих уже свои материальные и нематериальные дивиденды. Огромное признание получила российско-казахстанская картина «28 панфиловцев», ставшая «Лучшим фильмом 2016 года» в России. Участниками многих международных кинофестивалей и показов стали фильмы «Так сложились звезды» (реж. С. Снежкин), «Алмас Қылыш» (реж. Р. Абдрашева), «Кунанбай» (реж. Д. Жолжаксынова), «Аманат» (реж. С. Нырымбетова). «Лучшим азиатским фильмом» стала картина Сабита Курманбекова «Оралман». На выходе картина Дулата Исабекова «Балуан Шолак», а также международные кинопроекты «Композитор», снятый совместно с китайской компанией Shineworks и фильм «Амре», созданный совместно с голливудскими продюсерами.

Поводом для особой гордости стала картина Ахана Сатаева «Дорога к матери», выдвинутая на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Кроме того, впервые начато производство научно-популярных фильмов, получающих высокие награды и широкий прокат за рубежом. Среди них 10-серийный фильм Бахыта Каирбекова «Под вечным оком неба» о кыпчакской письменности, документальный фильм «Шелковый путь Марко Поло», снятый совместно с итальянскими и китайскими партнерами, а также цикл фильмов, производимых в рамках программы «Рухани жаңғыру», снимаемых совместно с телеканалом ВВС WorldNews и планируемых к трансляции на телеканалах «Discovery», «Viasathistory», «National Geographic» с аудиторией свыше 700 миллионов человек.

«В этой связи в рамках законопроекта предлагается предусмотреть следующие меры: создание Фонда поддержки национального кино; введение новой модели государственного финансирования национального кино; возможность возврата затраченных государством средств. Требуется создание Единой информационной системы учета проката фильмов; сохранность государственного фонда фильмов и оцифровки киноколлекций», — заключила Актоты Райымкулова.

Сара ИБРАЕВА,
по материалам СЦК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также