ПЕРВЫЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ТЕАТРАЛЬНАЯ ОСЕНЬ»: «Что может быть страшнее войны, «Гвоздь сезона»: лучших выбрали сами

«Что может быть страшнее войны,

свиста пуль, разрывающихся снарядов, раненых и погибших,..»? «Только… ДЖУТ!». На протяжении всей пьесы московского драматурга Олжаса Жанайдарова ее главные герои пытаются донести эту мысль до нас, живущих уже в XXI веке и переживающих каждые 8-10 лет, по утверждению компетентных маркетологов, один мировой экономический кризис за другим. Свою версию, взгляд на события почти столетней давности, в одноименной постановке Тимура Каримжанова «Джут» Северо-Казахстанский областной русский драматический театр им. Н. Погодина привез на суд акмолинских зрителей.

На протяжении полутора часов на примере одной обреченной на гибель семьи Ахмета (Роман Лахтин) и Сауле (Екатерина Литвинова) искушенная публика «пережила» страшные события.

Символично название спектакля. С казахского языка «жұт» переводится как «пожиратель». Само же слово «джут» обозначает массовую гибель поголовья скота. Постепенно понятие приобрело глубоко метафорический смысл и стало обозначать массовую гибель людей от голодной смерти. И сегодня этот термин применяется к ситуации, произошедшей в период коллективизации 1930-х годов, когда Великий голод пришел в казахские степи. Из населения численностью порядка 5 миллионов кочевников погибла практически половина.

С первых минут окунаемся в тяжелую атмосферу: могильные камни, которые перекладывают аруахи, стелющийся по полу едкий дым, вой степного промозглого ветра, отдающий эхом вой волков, музыка композитора Давида Литвинова, передающая гулкие звуки голой степи. Декорации художника-постановщика Андрея Мелентьева показывают неустроенность быта — черное пространство вокруг, проломленное в некоторых местах кереге, раскинувшее свои острые пики. Пьеса сложная… Как не сойти с ума и не сдаться, если ты пережил своих детей? Как не превратиться в животное среди ежедневного царящего вокруг кошмара? Режиссер не ставит своей цепью дать оценку политическим и историческим событиям, а поднимает нравственные вопросы о том, как выжить в страшных реалиях и не потерять себя, остаться Человеком. Будущие поколения должны знать об одной из самых горестных страниц в летописи казахского народа.

Действие, по задумке режиссера-постановщика, происходит в трех параллельных мирах — в казахской степи 1930-х годов, в уютном кафе и гостиничном номере Москвы в настоящее время и в тонком мире духов предков — аруахов.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Образ грамотного бедняка, главы семьи Ахмета, отдавшего даже собственные пальцы, чтобы прокормить семью, но при этом растерявшегося, не знающего к кому примкнуть, резко контрастирует с хрупкой, но сильной духом байской дочерью Сауле. Она утешает мужа, поддерживает, призывает к справедливым поступкам, «давит» на совесть. Однако образ Сауле, воплощенный Екатериной Литвиновой, получился несколько сдержанным, каким-то каменным, возможно, молодой актрисе чуть не хватило материнской мудрости, женственности. В сцене собственного жертвоприношения, с ножом в сердце, артистка,конечно, постаралась сыграть семейную, человеческую трагедию, но не прожила ее в кульминационный момент.

Параллельно поднимаются вопросы поиска нравственных ориентиров, человеческих ценностей, общения «без купюр», коммуникаций между современниками: шоперами, потребителями гипермаркетов и фитнес-клубов, когда действие переносится в современную реальность, где в московском кафе и гостиничном номере внук Ахмета Ербол (Евгений Патешкин) соблазняет журналистку Елену (Ирина Пашкина). По мнению театрального критика из Москвы Анны Степановой, здесь «несколько перегнули палку». «В наше время при такой хватке интервьюируемого, любая московская журналистка потащила бы героя в полицию», — резюмировала профессор Российской академии театрального искусства ГИТИСа. Однако, к радости учащихся кокшетауских учебных заведений (спектакль 16+) этого не случилось: при слабых отблесках лампы, пытаясь показать зрителю некоторые элементы эротики, Ербол и Елена нашли общий язык… А в случае, если родится девочка, Елена пообещала назвать ее в честь первой жены Ахмета (выжившего во время джута) — пожертвовавшей собой Сауле. Зато умилило, как Ербол кормит вегетарианку Елену кониной и угощает кумысом. И даже неумелый танец покоренной дамы, понимающей, что больше они никогда не встретятся, и, как рояль в кустах, подарок — казахское национальное платье — не испортили впечатлений от увиденного. Поверили.

Третий мир в пьесе создают духи предков. В искусно сделанные маски вдохнули жизнь загробного мира погодинские артисты. Своими эфемерными движениями, танцами-схватками (хореограф Жанна Темербаева), борьбой они приоткрывают нам тайны потусторонних существ. Молчаливые, воздушные, почти прозрачные они наглядно окунают нас в человеческий мир. Одни теряют свой человеческий облик, пользуясь неограниченной властью, они отбирают скот и пируют, в то время как другие, доведенные до крайности и последней степени отчаяния, откапывают могилы. Зритель понимает, что каждое появление духов неслучайно. Жутко становится на душе от мыслей, какую боль пришлось пережить свободному кочевому народу. Невольно пропускаешь ее через себя. Впрочем, такого эффекта и добивались создатели спектакля. А значит — достигли цели.

Фото из архива областного драмтеатра им. Н Погодина.

Интересен факт, что постановка Тимура Каримжанова «Джут» по одноименной пьесе Олжаса Жанайдарова на родине идет в формате малой сцены. Петропавловские зрители на одной площадке с героями имеют возможность незримо участвовать в спектакле, проникая в его атмосферу под воздействием таинственной ауры. Такая задумка постановщиков оправдана: артисты играют глаза в глаза, минимизируя театральность, проживая реальные моменты на сцене. На сцене ДК «Кокшетау» он прошел в обычном формате. Но тем не менее зрители (большая часть из них была молодежь) прониклись трагедией, оценив спектакль по достоинству. Особо приятным моментом для наших гостей-погодинцев стала корзина с пурпурными розами, которую преподнесли от имени акима Акмолинской области. Мы рекомендуем посмотреть «Джут». Это того стоит. Хотя бы потому, что пьеса в свое время заняла первое место на Всероссийском драматургическом конкурсе «Действующие лица — 2013» и третье — на Международном конкурсе современной драматургии «Свободный театр-2013» в номинации «Пьеса». Литературные критики одноименную драму называют наиболее зрелым произведением молодого российского автора с казахскими корнями Олжаса Жанайдарова. А нравственные вопросы: как остаться человечным, когда имеешь власть и портфель, сохранить трезвость рассудка, когда мир вокруг сходит с ума, как не потерять моральный облик от захлестнувшего горя, стоит ли искать выход в безвыходной ситуации — каждый решает для себя уже под занавес.

Вероника БУРДА.

«Гвоздь сезона»: лучших выбрали сами

Все смешалось в минувшую субботу в областном русском драматическом театре. Коллеги из каздрамтеатра, русских театров соседних регионов, областных учреждений культуры, музыканты, солисты и танцоры собрались вместе, чтобы стать участниками традиционной церемонии награждения театральной премии «Гвоздь сезона». В числе почетных гостей — заместитель акима области Айна Мусралимова, руководитель Российского центра науки и культуры, советник посольства РФ в Казахстане Виктор Нефедов.

Впору отметить, что нынче проведение ежегодного торжественного мероприятия с весны (когда отмечается Всемирный день театра) было перенесено на осень. Связано это с весомым поводом — 40-летним юбилеем областного русского театра драмы. Торжественность мероприятия была особо отмечена аудиторией (случайных людей здесь не бывает, все — театралы «со стажем»), которая в очередной раз сравнила «Гвоздь сезона» со знаменитым «Оскаром». Женщины-актрисы в красивых вечерних платьях, с безупречным макияжем, мужчины — в костюмах или фраках, под аплодисменты проходят в зал по красной ковровой дорожке. За ними, перешептываясь, восхищаясь, по своим местам рассаживаются зрители.

С интересом следил зал за телесюжетом на большом экране «Театральный роман, или рожденные в закулисье», который рассказал о творческой составляющей рождения нового спектакля: от задумки режиссера, постановки пьесы до изготовления декораций и бутафории… Этот полушутливый, полусерьезный тон впоследствии задал настроение всему мероприятию.

Чуть позже каждый из нас, сидящих в зале, казалось, смог заглянуть в душу артиста. Стоя на сцене, любимцы публики говорили о себе и чувствах, которые переполняли их в этот день. К примеру, Оксана Науменко с трепетом заметила,.. .что за время работы в театре поняла: «Родина — это не только место, где ты родился, но и то место, где ты по-настоящему нужен», а Андрей Владимиров сказал, что благодаря театру смог «…за свою жизнь прожить сотни других». Под аплодисменты аудитории виновники торжества сошли со сцены в зал, устроившись в первых рядах. Действо началось!

— Творческий путь театра со славной сорокалетней историей и самобытными сложившимися традициями стал неотъемлемой частью культурной жизни области и республики, — отметила в поздравительной речи заместитель акима области Айна Мусралимова. — За это время театральной труппой поставлено более 280 спектаклей. Многие из них, вошедшие в золотой фонд репертуара театра, неоднократно становились лауреатами, дипломантами международных и республиканских театральных фестивалей. Значительный вклад в становление и развитие театра внесли заслуженные артисты и деятели искусства Республики Казахстан Яков Куклинский, Юрий Лакомов, Галина Куклинская и Юрий Журавлев.

Поздравляя с юбилеем ценителей искусства, Айна Мусралимова в торжественной обстановке вручила коллективу областного русского драматического театра сертификат на сумму 7 млн тенге для улучшения его материально-технической базы.

Забегая вперед, отметим, что этот день был богат на подарки. В числе дарителей — коллеги из каздрамтеатра, столичного театра им.Горького, другие. Виктор Нефедов, поздравив наш театр с днем рождения и озвучив новость о том, что уже предстоящей весной его ждут гастроли в РФ, вручил акимату области приветственный адрес в честь 25-летия установления дипломатических отношений между Казахстаном и Россией.

Нынешний «Гвоздь сезона» насчитывал семь номинаций. Как всегда, «визитка» праздника сам факт, что призы, награды для победителей номинаций, которых выбирали в течение года путем зрительского голосования, учреждали предприниматели Кокшетау. Они же на сцене с теплыми словами поздравлений и пожеланий вручали их актерам, стараясь подольше сохранить интригу при вскрытии конвертов с именами лучших.

И вот ведущая Дина Галлямова объявляет о первой номинации «Актер года», на которую в этот раз претендовали Андрей Владимиров, Станислав Тавгень и Тимур Валиев. Большинством голосов им назван Андрей Владимиров. К слову, недавно актер стал обладателем номинации «Лучшая мужская роль» на XXV Республиканском фестивале драматических театров Казахстана.

Получая награду из рук первого заместителя председателя Акмолинского областного филиала партии «Нұр Отан» Галыма Бекмагамбетова и вице-мисс Казахстана Жанары Найманбаевой, Андрей отметил, что совершенно не ожидал подобного поворота событий, искренне думая, что ее обладателем станет коллега по цеху Тимур Валиев. Кстати, этот любимец публики получил номинацию «Приз зрительских симпатий», «отвоевав ее» у коллег Станислава Тавгеня и Владимира Овчинникова.

«Актрисой года» по праву названа Надежда Слепцова. Вместе с победительницей в номинации участвовали Анна Бронникова и Елена Лукьянова. К слову, последняя получила в этот день премию «За вклад в искусство», которую ей вручила представитель МК «Жас канаттар» при облассоциации деловых женщин Асель Жантасова.

«Лучшим спектаклем года» стала «Бесприданница», обойдя «Дракона» и «Незамужнюю женщину». Номинации «Лучший детский спектакль» удостоен «Летучий корабль».

Завершая церемонию вручения, Бейбит Бахтыгереев отметил, что невозможно отмечать день рождения любого театра, не вспоминая имени его основателя. Именно поэтому, разрабатывая в свое время номинации, они не могли обойти стороной Якова Куклинского и ввели специальную премию его имени. Ее из рук сегодняшнего руководителя театра получил Наиль Шафигуллин, который работает здесь с самого основания и считает Якова Ароновича своим крестным отцом в искусстве.

Но точку пока ставить рано. Напомним, в Кокшетау с 25 по 28 октября прошел I Межрегиональный фестиваль театров «Театральная осень», в рамках которого поклонников искусства своим творчеством порадовали артисты из северных регионов. Следует отметить, их работу оценивали лучшие критики и театроведы из Москвы, Казани, Алматы. В составе жюри были такие профессионалы своего дела, как кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, профессор Российской академии театрального искусства Анна Степанова, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель РК, профессор Академии искусств им. Т. Жургенова Сания Кабдиева, театровед из Казани Нияз Игламов.

Акмолинский областной русский драматический театр открыл данный фестиваль драмой «Гамлет», которая вызвала аншлаг. Государственный академический русский театр драмы им. Горького из Астаны показал спектакль по пьесе Анны Яблонской «Язычники», Северо-Казахстанский областной русский драматический театр им. Н.Погодина поставил драму Олжаса Жанайдарова «Джут», а постановкой Костанайского областного русского драматического театра стала бессмертная комедия Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь, или что угодно».

Подводя итоги, жюри фестиваля назвали победителей, заметив, что не стали учреждать множество номинаций, а оценивали работу творческих коллективов в целом. Номинация «Лучший спектакль» единогласно присуждена спектаклю «Язычники». «Надеждой» за роль в драме «Джут» названа актриса Северо-Казахстанского областного русского драматического театра им. Н. Погодина Екатерина Литвинова. Станислав Тавгень неожиданно для себя получил за роль «Гамлета» номинацию «Открытие», за постановку спектакля главный режиссер нашего театра Ольга Луцива удостоена награды «За творческий поиск». Итак, 41 театральный сезон объявлен открытым!

Марина МАРКЕВИЧ.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также