Миссионерство. Миссия в рамках закона
Миссионерство, как одна из форм деятельности религиозных организаций, имеет своей целью обращение в свою веру, возвращение к ней. В нашей области в последние годы число их увеличивается, хорошо это или плохо? О том, как регулируется деятельность миссионеров нам рассказала главный специалист управления по делам религии Галина Бессмертная.
— Мы ведем регистрацию и перерегистрацию лиц, ведущих миссионерскую деятельность. Услуги оказываются бесплатно, в прошлом году миссионерам выдано 71 такое свидетельство. В сфере их религиозной деятельности пока не было выявлено нарушений. Все миссионеры, что приезжают к нам из других государств, зарегистрированы. Есть они у нас и в католицизме, и в православии, и в протестантизме. Круг миссионеров в последнее время расширился, это граждане России, Швейцарии, Польши, Филиппин, Украины. Из-за границы приезжают в основном католические священнослужители и монахини.
— А что именно делают миссионеры у нас?
— Как все священнослужители, они восполняют те потребности, которые у человека возникают в духовном плане, проводят службы, обряды, дают наставления. Раз в год проходят перерегистрацию и получают новые свидетельства. Есть миссионеры и среди наших граждан. К примеру, верующий человек лежит в больнице, просит пригласить священника. Чтобы к нему прийти, священнослужитель должен иметь свидетельство о регистрации миссионерской деятельности, так как в соответствии с казахстанским законодательством, распространение вероучений вне культовых учреждений ограничено. Ведь рядом находятся люди другого вероисповедания, права которых могут быть нарушены. Это же касается и чтения имамом молитв на поминальном обеде. Законом оно разрешено только в местах, где не нарушаются права других граждан. А если это будет уже место массового скопления людей, то для присутствия там священнослужителю надо иметь свидетельство о миссионерской деятельности.
— А миссионер может выступать перед какой-либо аудиторией, к примеру, в составе информационных групп?
— Да, но свое выступление он не должен превращать в проповедь. Рассказать основные каноны, чему учит, к примеру, ислам или православие, католицизм, а подробнее останавливаться, убеждать, агитировать — нет. У нас был прецедент, когда представитель общины «Свидетели Иеговы» пытался на законных основаниях получить свидетельство о миссионерской деятельности, после того как за распространение литературы и агитацию была привлечена его дочь. Но, как оказалось, среди перечня документов, которые представляются для регистрации в таких случаях, должно быть и согласие его религиозного объединения на осуществление им миссионерской деятельности. А община его не дала, сославшись, что такая деятельность в их уставе не прописана, и они ею не занимаются. Потому суд ему отказал.
— В то же время бывают ситуации, когда в дома и квартиры стучатся распространители религиозной литературы. Что в таких случаях посоветуете делать?
— Не оставаться в стороне, быть активными патриотами нашего государства, обращаться в правоохранительные органы с заявлением о нарушении закона. Только так можно пресекать подобные факты. Два года назад были зафиксированы нарушения со стороны представителей религиозных вероучений, которые распространяли литературу в нарушение законодательства, и они понесли наказание, сделали вывод. Законом предусмотрен штраф и за оказание незаконной миссионерской деятельности, и за распространение религиозной литературы. В первом случае — это 100 МРП, во втором — 50 МРП.
— А как себя чувствуют добропорядочные миссионеры? Спрашиваю настоятеля римско-католического прихода «Святого Иосифа» г. Макинска Буландынского района отца Томаша. Отвечает:
— Очень хорошо. Мы живем по законам государства, в которое приехали и не имеем с ним никаких разногласий. Живем как все казахстанцы, делаем, что можем, помогаем в духовном плане тем, кто в нашей помощи нуждается. Многие семьи католиков живут здесь с 30-х годов прошлого века. Собирались для молитв до этого тайно, приезжали священники из соседних стран, а когда построили храм, все изменилось. Сейчас в храм ходят немцы, поляки, украинцы, бывает много молодежи. Это хорошо, что в стране появилась возможность открыто исповедовать свою веру. Сам я родом из Польши, в Казахстане шестой год, мне рассказали, как здесь хорошо, и я поехал. Окончил духовную семинарию, имею степень духовного магистра. У нас в Польше население в большинстве верующее. Но в нашей семье священникя первый. Горжусь, что выполняю свою миссию вдали от родины. Вера ведь учит добру…
Эмилия РЕРИХ.
Лучшее противоядие — образованность
— Общеобразовательная школа — это светское учреждение, в ее стенах должны соблюдаться нормы и правила, принятые в нашем светском государстве, в том числе и в отношении одежды, — говорила на заседании антитеррористической комиссии Целиноградского района методист по воспитательной работе районного отдела образования Айткуль Кабыкенова.
Ссылаясь на нормы Закона РК «Об образовании», она рассказала о том, что в каждой школе района разработана единая школьная форма, рассчитанная на всех — верующих, атеистов, учащихся всех национальностей.
— Верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы, — говорила Айткуль Аманжоловна. — Есть религиозные учебные заведения. В них, пожалуйста, можно демонстрировать свою религиозную принадлежность. Глубоко убеждена, что ношение хиджаба — это своеобразная ее реклама. А ведь дети еще не разбираются в тонкостях религии.
Обосновывая эти единые для всех требования, она привела слова Главы государства Нурсултана Назарбаева: «Ношение хиджабов несвойственно казахским женщинам и это путь, который ведет страну к средневековью».
— Наша с вами задача, уважаемые ветераны труда, аксакалы, почетные жители района, депутаты, не допустить, чтобы наша молодежь увлеклась псевдорелигиозными течениями и следовала пропагандируемым ими правилам, — обратилась она к членам антитеррористической комиссии.
«О соблюдении требований к обязательной школьной форме для организаций образования», — только один из вопросов, рассмотренных на заседании комиссии.
Об организации контрпропагандистской деятельности в отношении деструктивных религиозных течений докладывала руководитель районного отдела внутренней политики Жанар Байдильдина. В частности, она сделала анализ выходящих в районных СМИ материалов, направленных на профилактику терроризма и религиозного экстремизма.
— Имамы ежедневно проводят беседы с верующими в мечетях, регулярно участвуют во встречах с населением. Необходимо повышать общую образованность и религиозную грамотность молодых людей. Это позволит им не попасться на уловки экстремистской идеологии, — говорил теолог Мейржан Нурмухамбетов при рассмотрении вопроса «Об организации контрпропагандистских мероприятий в культовых сооружениях района».
По итогам заседания комиссии ее председатель, аким района Малгаждар Таткеев дал ряд поручений, направленных на активизацию работы.
Ирина БАУДИНОВА.
Целиноградский район.