СЕМЬЯ: Однажды и навсегда, Красивы счастьем своим и творчеством, О талантах на час и трагедиях одаренности, Важней всего погода в доме…

Рецепт счастья
Однажды и навсегда
Шестьдесят совместно прожитых лет — много или мало? Такой вопрос я задала юбилярам Марии Ивановне и Адаму Матвеевичу Лукьяненок, отметившим в начале января «бриллиантовую» свадьбу. «Кажется, что пролетели, как один год, эти 60», — ответила Мария Ивановна. Так мог ответить только счастливый человек.

Поженились они по любви — так счастливо сложилась их семейная жизнь. Оба, уроженцы Белоруссии, они в 1965 году по зову сердца, в романтическом порыве приехали на целину. Казахстан стал для них родиной. И не только для них, но и для их детей, внуков и правнуков. Адам Матвеевич 25 лет отработал механизатором в колхозе. За свой труд получил два ордена Трудового Красного Знамени и другие награды. Он — труженик тыла. А Мария Ивановна проработала в колхозе дояркой 26 лет. Не боялась брать повышенные обязательства по надою молока и всегда выполняла их с честью, за что получала премии, а также знак «Ударник социалистического труда», медаль «Ветеран труда».

И радость, и горе были в жизни этой пары. Все они пережили достойно. Их объединяли работа, дом, дети. Шесть десятков лет прожили они душа в душу, храня с юности большое, искреннее чувство, доверяя друг другу.

От имени руководства ТОО «Новокубанское» супругов поздравил и вручил ценный подарок замдиректора предприятия Яков Бельц, Совет ветеранов.

Людмила ЛИПСКАЯ, председатель Совета ветеранов.
Шортандинский район.

История любви

Красивы счастьем своим и творчеством

История любви этой пары необычна. Она — красивая черноглазая, талантливая музыкант, композитор. Он — опытный издатель и талантливый журналист.

Как-то, еще будучи студенткой Алма-Атинской консерватории имени Курмангазы, Айгуль, ожидая с подругой троллейбус, пропустила уже два, заявив подруге, что сядет в третий по счету и именно в нем будет ехать ее суженый. Подружка, конечно же, не поверила и уехала во втором, а в третий, куда села юная мечтательница, запрыгнул через несколько остановок молодой человек европейской наружности. Троллейбус был почти пустой и не заметить юную красавицу, сидящую на соседнем сиденье, он никак не мог. Пригляделся и оторвать взгляда у него уже не получилось.

— «Во мне что-то есть необычное?» — удивленно спросила Айгуль.

— «Так Вы же… какая-то… настоящая дочь кипчакских степей! И именно такую я и ищу», — воскликнул он.

Вячеслав, так представился попутчик, рассказал, что он — издатель и один из его проектов, над которым работает, — календарь «Казахстанские женщины». Недолго думая, он сообщил ей телефон своего офиса и был таков. Где-то через месяц наступили каникулы, и студентка в поисках дополнительного заработка неожиданно вспомнила о предложении попутчика и сразу же стала набирать номер его телефона. Спускающийся по лестничному пролету первого этажа Вячеслав, услышав звонок у себя в кабинете, расположенном на третьем этаже, бросился назад и услышав ее голос, радостно воскликнул: «Вы все-таки позвонили?!» Да, это была она!

Через месяц они поженились, и еще через год у них родился сын — сейчас восемнадцатилетний Адиль — студент факультета журналистики госуниверситета Екатеринбурга. А еще через три года на свет появилась дочь Карина — теперь учащаяся 10 класса. Айгуль Досмагамбетова-Франк работает вместе с мужем и сейчас она президент частного некоммерческого учреждения «Музыкально-издательский центр «Өлең», основная продукция которого — книжные выпуски казахско-русского литературно-музыкального альманаха «Зерек ботакан». Она — серьезный композитор, имеющий за плечами несколько опубликованных сборников произведений, куда, кроме пьес и вариаций для разных инструментов (фортепиано, скрипки, виолончели и альта), цикла пьес для струнного квартета «Времена года», вошло такое монументальное произведение, как балет «Алып и пэри Ай-сулу» ) по мотивам древнетюркских мифов и казахских волшебных сказок. Автором либретто стал Вячеслав Франк.

В Кокшетау, на родине ее предков-аргынов, в этих «диких кипчакских степях» сбылась заветная детская мечта Айгуль — она научилась играть на священном музыкальном инструменте казахов — домбре, хотя и были определенные сомнения в своих силах. Окончательно поверила в себя, когда организованная ею группа домбристов из числа воспитанников детсада «Звоночек» заняла первое место в городском конкурсе, а ее детище — домбровый ансамбль девочек и мальчиков гуманитарно-технического лицея — стал лауреатом областного конкурса. Новых сил придал выпуск авторского диска с песнями.

Вячеслав Франк — профессиональный детский поэт, сценарист, издатель книги Оразакына Аскара «Әріптер әлеміне саяхат» («Путешествие в мир букв»), автор песенно-поэтического перевода Гимна РК на русский язык и двух уникальных книг для старшеклассников, абитуриентов и студентов: универсального грамматического справочника-учебника по казахскому языку (единственного в своем роде, потому как там, кроме грамматики в таблицах и схемах на двух языках, есть еще устные темы — тақырыптар — topics на трех языках) и предметно-тематического русско-казахско-английского словаря-справочника с объемом 40000 слов и выражений.

Вячеслав Юрьевич, будучи уроженцем Алма-Аты, сызмальства впитал в себя кочевой дух казахского народа, соседи-казахи скорее примером, нежели словами привили ребенку уважение к старшим, терпимость и гостеприимство. «Казахстан — моя Родина, а ее, как и родителей, соседей — не выбирают!» — довольно-таки категорично заявляет он. — Мудрость казахов, их способность объединять все этносы под одним шаныраком, терпеливость, помноженная на щедрость и гостеприимство, пробуждает во мне чувство неизмеримо глубокого уважения».

«Для гармоничного развития, — добавляет Айгуль, — необходимо развивать детей, их творческие способности и навыки. Казахи ведь не зря говорят: «Жаста берген тәрбие — жас шыбықты иегендей» («Раннее воспитание детей равносильно уходу за молодым кустом»). Настоящего человека нужно творить с самого детства. Поэтому мы задались целью объединить творческих людей-новаторов во благо наших детей и их будущего».

В одном из своих выступлений Глава государства, Лидер Нации Нурсултан Назарбаев отметил: «Семья — это стержень казахстанского общества, основа всех новых достижений нашей страны в экономике, культуре, социальной политике. Через крепкие семейные узы из поколения в поколение передаются все самые лучшие духовно-нравственные ценности нашего народа — толерантность, трудолюбие, любовь к родной земле, уважение к старшим, гостеприимство и устремленность в будущее». Примером такой семьи является скромная, дружная кокшетауская семья Вячеслава и Айгуль Франк, которая счастьем и творчеством своим вносит личный вклад в общий расцвет Казахстана.

Бахыт МУХАМЕДРАХИМОВА-ТАСОВА.

Давайте обсудим

О талантах на час и трагедиях одаренности

Смотрела? Ну, какие дети! Это же надо в их возрасте! — восторженные отзывы о телевизионной передаче «Лучше всех» побудили и меня посмотреть пару выпусков этого шоу. Но эмоции у меня они вызвали иные.

Бесспорно, маленький «географ», «каучуковая» девочка, другие герои этой программы заведомо вызывали чувство умиления и восторга, но, пожалуй, только до того момента, пока они не становились собеседниками ведущего. А потом: абсолютная раскованность, панибратский тон, бросающаяся в глаза глубокая уверенность самого ребенка в том, что он действительно лучший не только в исполнении этого номера, трюка, а во всем и всегда, породили множество вопросов.

В том числе и сугубо личных: может не стоило внушать детям своим, а теперь уже и внукам: «Взрослых перебивать нельзя», «Если ты умеешь делать что-то лучше других, не хвастай, научи этому другого»… Может и впрямь, эти принципы воспитания утратили свою значимость в наши дни, мешают детям стать успешными? Возможно, из ребенка надо формировать лидера чуть ли не с момента его рождения?

Мы обратились к педагогам, работающим с детьми и молодежью.

Елена Утеубаева, психолог СШ № 4 г. Кокшетау:

—  Думается, что гипертрофированное стремление ребенка к лидерству, его желание стать первым, чаще всего, не его собственное. Его мотивируют, подталкивают к этому родители. Они искренне убеждены, что делают это во благо самих детей: «В наше время иначе нельзя, по-другому ничего не добьешься». Но многими из них на уровне подсознания движет собственная нереализованность: «У меня не получилось, но я сделаю все, чтобы ребенок…». И делают. Но дети — разные. И усилия родителей сказываются на них по-разному. Приведу только один пример: любящая мама переводит четырехлетнего ребенка из детского сада, где ему было комфортно, в другой. Только потому, что второй сад более престижен, в нем множество дополнительных   кружков,   секций.   Ребенок на грани нервного срыва. Все попытки убедить маму дать ему возможность отдохнуть, прийти в себя, бесполезны: «Вырастет — поймет, спасибо скажет».

И еще: в этом году мы столкнулись с такой проблемой. Обновленное содержание образования исключает домашнее задание для первоклассников. Цель нововведения: дать детям возможность адаптироваться к школьным требованиям, плавно, без психологического напряжения войти в дальнейший учебный процесс. Дети рады. Но родители восприняли это чуть ли не как личную трагедию. Звонят, выступают на родительских собраниях, требуют: задавайте на дом, ставьте оценки, мы будем с детьми заниматься. Так занимайтесь: рисуйте, читайте, играйте, ходите на каток! Почему для родителей первоклассников так важна оценка учителя, возможность сравнить успехи своего ребенка с другими? Фраза «Посмотри на своего одноклассника, он умеет, а ты…» вообще должна быть исключена из родительского лексикона. Вместо нее должно быть примерно следующее: «Какой ты молодец. Сегодня у тебя получается гораздо лучше, а завтра ты постараешься и будет еще лучше» или «Да, это у тебя получилось неважно, но в другом ты молодец». Убеждена, что самое главное — помочь ребенку приобрести психологическую устойчивость, адекватно оценить его способности, наклонности, стимулировать их развитие, но не требовать от него невозможного.

Дмитрий Лепешев, академик Академии педагогических наук РК, профессор КУАМ им. Абая Мырзахметова:

— По поводу многочисленных конкурсов для детей, похожих на «Лучше всех»… Нужны, важны, при этом достаточно опасны в том случае, если родители ребенка вовремя не «поймают», не сумеют объяснить, что это всего лишь игра и что дозволено там, часто неприемлемо в обыденной жизни: стиль поведения, манера общения со взрослыми. На первых передачах «Лучше всех» мы видели забавных ребятишек, действительно умеющих делать что-то интересное. Хотя, когда девчушка «с завыванием» декламировала стихи поэтов Серебряного века было не по себе: «Кто же ей такой репертуар подобрал и зачем? Что она понимает в этих глубоких философских текстах?».

На финальных передачах эти непосредственные дети уже превратились в «светских львов и львиц» с их манерностью, вычурностью, убежденностью в собственной «звездности». А ведь софиты погаснут, детям идти в школу… Словом, их учителям я не завидую. Да и самих детей жаль. Очень велика опасность того, что им придется пережить то, что в педагогике называют «трагедией для одаренности». Ребенок, получая лидерские преференции в той или иной телепередаче, в конкурсе, в жизни оказывается в других мирах, где подтверждений своего лидерства не получает. То есть в одной сфере у него складывается завышенная самооценка, которая далеко не всегда адекватно воспринимается в других сферах. Происходит то, что психологи называют «аффектом неадекватности»: резко растет тревожность, невротизация.

Родителям надо всячески оберегать своих детей от эффекта «факира на час», после чего ребенок оказывается в мире обманутых надежд. В самых сложных случаях это ведет к серьезным депрессиям и невероятным трудностям в поиске своего «Я».

Стремление современных молодых людей и их родителей стать конкурентоспособными на глобализирующемся рынке труда, стать успешным в конкурентной рыночной среде объяснимо, оправданно современными реалиями. Другой вопрос, каково содержание этих понятий, и как стать действительно конкурентоспособным и успешным. В любом случае они включают в себя профессионализм в той или иной сфере, уровень интеллекта, физическое и психическое здоровье. А вот стремление доказать, что «я лучший» — далеко не всегда.

Елена Татаринцева, координатор центра развития ребенка «Wunderkind»:

— Помогать ребенку стать конкурентоспособным уже в раннем возрасте необходимо. Я убеждаюсь в этом, работая с детьми и их родителями. Думаю, что стремление учиться, допустим, в Назарбаев Интеллектуальной школе, в совершенстве знать языки понятно и вполне оправданно. Но и в этом благом намерении главное — не переусердствовать, «не выжимать» из ребенка больше, чем он может. Есть множество апробированных методик ранней диагностики склонностей детей. Сегодня у нас приобретает популярность педагогика Монтессори. Главные ее постулаты: каждый ребенок самоценен, нельзя применять сравнения и измерения, нужно создать среду, в которой ребенок раскроет свои способности и склонности.

Как видим, в рассуждениях трех специалистов много общего. А что по этой волнующей всех проблеме — как помочь нашим детям найти свое достойное место в наше стремительно изменяющееся время —думаете вы, уважаемые читатели?

Нина МИТЧИНОВА.

Традиции

Важней всего погода в доме…

Проникновенная «Ертегілер әлемі», шлягер 60-х годов прошлого века «Наш сосед», трогательная «Песня мамонтенка», популярные среди молодежи песни на английском языке, полная экспрессии «Кукушка», «Помолимся за родителей», ставшая гимном сыновней любви и покаяния…

Чем объяснить столь пестрый репертуар вокального конкурса «Две звезды», прошедшего в преддверии новогодних праздников во Дворце культуры г. Кокшетау? Его организаторы — педагогический коллектив СШ № 4 — находят этому одно объяснение: песню для конкурса избирали на семейном совете, учитывали мнение всех ее членов, но, судя по финалу, пришли к консенсусу.

Так что репертуар — семейный. И сам проводимый третий год конкурс становится настоящим семейным праздником для детей и родителей, песни исполняющих, для участвующих в «подтанцов-ках» и «подпевках» одноклассников, для «болеющих за своих» целых семейных кланов.

Так что хорошая песня не только «строить и жить помогает», но и семью объединяет, помогает возродить традиции, среди которых песни колыбельные, ритуальные, застольные… И домашние песенные концерты играли далеко не последнюю роль.

А в доме, где поют, живут в соответствии с заветами предков, ссор, наверное, не бывает. Помните песню Ларисы Долиной «Погода в доме»? Семейные традиции помогают сохранить «домашнюю погоду» солнечной и ясной. Они будто незримый центр притяжения объединяют вокруг себя стариков и юных.

Ирина БАУДИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также