Мы сделали правильный выбор

100-1Казахстан — одно из немногих государств мира, где за кратчайший по меркам истории период произошла коренная трансформация всей системы экономического, общественного устройства. Мирно, эволюционно. Реализуемые одна за другой реформы в совокупности своей привели к новому качеству. Мы по праву можем гордиться тем, что стали непосредственными участниками этих процессов.

Принимая в августе 1995 года на общенародном референдуме Основной Закон страны, утверждающий: «В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие», «В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность», делая выбор в пользу унитарного государства с президентской формой правления, голосуя за депутатов двухпалатного Парламента, вступая в различные политические партии, открывая свой магазин, мастерскую…, мы создавали совершенно новые для нас отношения, изменяясь сами — изменяли страну.

Отдавая должное трудолюбию, терпению казахстанцев, способности быстро адаптироваться к изменяющимся реалиям, нельзя не признать, что ключевая роль в этих процессах принадлежит Президенту страны. Трудно представить, что могло бы случиться, если бы мы, знающие о том, что такое

парламентская республика, многопартийная система, альтернативные выборы только по рассказам заезжих консультантов из стран с многовековыми демократическими традициями, решили бы строить суверенное государство в форме парламентской республики. Прошедшие 25 лет дают все основания утверждать, что мы сделали не просто оптимальный, а единственно верный выбор.

— У нас президентская форма правления. Считаю, что это правильно для страны, которая никогда не имела либерального опыта, никакого либерализма в политике и свободной экономики, — говорит Нурсултан Назарбаев в недавнем интервью корреспондентам агентства Bloomberg. — Желание Запада сделать из нас американскую демократию абсолютно несостоятельно. Мне приходилось доказывать это нескольким госсекретарям США.

Сегодня, голосуя за членство Казахстана в Совете безопасности ООН, прислушиваясь к точке зрения Астаны по важнейшим международным проблемам, никто из самых ярых поборников демократии в сугубо западном ее понимании, уже не говорит о том, что мы должны были пойти путем, по которому их страны движутся не одно столетие. И лишь немногие из них обошлись без гражданских войн и конфликтов.

Обратимся еще раз к разделу «Президент» Конституции РК. В рамках (и только в рамках-это очень важно) Основного Закона Главой государства является Президент. Именно он представляет государство как внутри страны, так и в международных отношениях. Президент не относится ни к одной ветви власти, обеспечивает согласованное функционирование всех систем государственной власти и ответственность органов власти перед народом… Думается, что клю-чевым словом является «ответственность».

 «Так сложились звезды» — название третьей части коноэпопеи «Путь Лидера» — символично. Как иначе объяснить, что именно в Казахстане вырос человек, который взял на себя весь тяжелейший груз ответственности за страну перед будущими поколениями, перед историей? И достойно несет его все эти годы.

И при этом говорит в том же интервью: «Слишком много с Президентом связывать не надо… Сейчас задача такая: постепенно от Президента передавать больше власти Правительству, Парламенту». Говорит именно сегодня, а не в начале 90-х, когда вопрос «Быть или не быть» и каким быть суверенному государству был отнюдь не риторическим, не в 2008 году — в период тяжелейшего мирового экономического кризиса. Когда страна имеет достаточный запас прочности для того, чтобы противостоять глобальным вызовам, когда Казахстан стал равноправным и уважаемым субъектом международных отношений, когда полиэтничность народа из потенциальной угрозы стала нашим преимуществом, когда уровень доверия Лидеру Нации не снижается, а возрастает….

Наверное, самое главное этом в перечне «когда» — изменяется сознание людей, появляются не только желание, но и способность, умение разделить с Президентом груз ответственности за страну.

Как скоро, в какой последовательности и объеме, какие именно функции Президента будут передаваться Парламенту и Правительству, зависит от многих факторов, в том числе от международных, экономических.

— Мы будем делать все, что не угрожает нашей экономической безопасности. Такая возможность есть. И необходимость такая есть, — как всегда, взвешенно говорит Нурсултан Назарбаев. — Ничего, чтобы понравиться кому-то, мы делать не будем. Будем делать то, что нужно Казахстану, нашему народу для стабильного развития экономики, социальной стабильности.

Каждый из шагов Плана нации нацелен на крупномасштабную, всеобъемлющую модернизацию страны: экономическую, социальную и, как следствие, политическую. Внедрение практики ежегодных публичных выступлений руководителей государственных органов перед населением, руководителей национальных вузов перед студентами, передача несвойственных государству функций в конкурентную среду, усиление роли общественных советов, развитие саморегулирования и местного самоуправления…

Пройдя этот путь, мы реализуем все пять глубочайших реформ, создадим прочную институциональную, то есть не зависящую от волюнтаристских решений каких-либо групп людей, основу социальной стабильности и политической преемственности.

Это одни из многих реформ, реализованных в стране за 25 лет, которые в итоге привели к коренным преобразованиям. Без войн и потрясений.

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также