По итогам соцопроса
Создание общественных советов на местах было продиктовано необходимостью выстраивания конструктивного диалога и в целом взаимопонимания между обществом и властью.
Именно поэтому Глава государства в 99 шаге Плана нации по реализации пяти институциональных реформ озвучил необходимость разработки законодательного акта по созданию таких общественных объединений.
Сегодня у советов большой круг полномочий, начиная с обсуждения проектов бюджета территорий или госоргана, отчета исполнения этого бюджета, стратегических планов развития территорий, НПА, вопросов, затрагивающих права и свободы граждан, и другие.
В сентябре т.г. управлением внутренней политики с целью исследования роли общественных советов, основных направлений их деятельности проведен экспертный опрос среди членов советов всех уровней области.
Результаты свидетельствуют о достаточной степени доверия к деятельности советов. Так, отвечая на вопрос «Как вы считаете, могут ли общественные советы оказывать значимое влияние на социально-экономическое и общественно-политическое положение в вашем регионе?», 63,4% уверены в наделении их достаточными полномочиями для осуществления своих функций.
Вместе с тем, показатель критически настроенных абонентов составляет 29,9% (не обладают достаточными полномочиями — 19,2%, не в состоянии воспользоваться в достаточной мере своими полномочиями — 10,7%). Вероятно, данное обстоятельство обусловлено превалирующим мнением, что советы являются совещательным органом.
Об этом может свидетельствовать распределение ответов на вопрос: «Что необходимо для усиления роли общественных советов?». Одной из доминирующих рекомендаций явился следующий ответ — законодательное закрепление статуса и полномочий общественных советов — 21,2%.
Вероятно, что не все члены общественных советов в полной мере осведомлены о возможностях данной структуры. Практически она имеет несколько рычагов воздействия — может рекомендовать разработать нормативный правовой акт, в том числе и закон, и здесь же обсуждать его реализацию и принимать соответствующие рекомендации по исполнению.
Кроме того, советы могут обеспечивать взаимодействие институтов гражданского общества и власти в любых конфигурациях и форматах, осуществлять общественный контроль реализации местными государственными органами мероприятий по социально-экономическому развитию на местах, а также мониторинг проблем населения, инициировать и поддерживать общественно значимые проекты.
Интересен круг мнений о возможных мерах для усиления роли общественных советов. 29,1% экспертов считают, что необходимо повысить информированность населения об их деятельности. За повышение прозрачности принятия процедурных решений — 21,1%, повышение ответственности перед населением посредством проведения отчетных встреч — 16,0%. 7,8 % настроены более самокритично — для них основополагающим фактором стало действенное исполнение обязанностей.
В стадии становления общественные советы подвергались критике, что в их функциональном назначении присутствуют признаки дублирования маслихатов. Следует отметить, что данное заключение по-прежнему еще носит устойчивый характер. Согласно полученным эмпирическим данным, аналогичное мнение имеют 51,7%, не согласны — 23,7%.
В разрезе регионов согласны 100% экспертов Зерендинского района, Жаркаинского — 99%, Аккольского — 97%, Шортандинского — 80, Есильского — 76%, Ерейментауского района и г. Степногорска — по 67%.
По своему функциональному назначению советы могут выступить универсальной диалоговой площадкой для обсуждения выработки и принятия конструктивных решений любых актуальных проблем населения. Участие населения в общественных слушаниях является одним из основных аспектов деятельности советов. Согласно мнению 42,3% экспертов, граждане принимают в них постоянное участие, 47,5% — только в случаях рассмотрения вопроса, затрагивающего интересы всего населения региона.
Оценивая деятельность советов за прошедший период, 49,3% считают ее полностью положительной, 44,4% — скорее положительной, чем отрицательной.
Полученные данные, несмотря на столь короткий срок работы, позволяют судить о востребованности общественных советов.
Для повышения эффективности их деятельности респонденты указали на необходимость легимитации, связанной с наделением правовым статусом, наличием освобожденного председателя, и статуса самостоятельного органа при маслихате.
Общественные советы призваны осуществлять открытое и гласное обсуждение наиболее значимых проблем, доведение общественного мнения до государственных органов. Основной массив опрошенных признает, что общественные советы работают достаточно прозрачно, с этим согласны 60,1%, 27,3% считают скорее да, чем нет.
В данном контексте полученные данные свидетельствуют о том, что самый большой удельный вес на заседаниях общественных советов занимают вопросы общественного контроля — 37,3 %. Программа развития территорий обсуждалась 29,5% экспертами. Одна из проблем, всколыхнувших казахстанское общество, — планируемое введение изменений в Земельный кодекс — находилась в орбите внимания у 12,8%. Обращения физических и юридических лиц по вопросам совершенствования государственного управления, включая соблюдение норм служебной этики, были на повестке 8,7%. Самое парадоксальное, что 13,1% экспертов затруднились ответить, что свидетельствует об их незаинтересованности в работе заседаний общественных советов.
Вместе с тем, 42,4% экспертов считают необходимым сосредоточить внимание на вопросах социальной защиты населения. 16,6% ориентированы на экономическое развитие региона, благоустройство района/города в эпицентре 15,3%.
Большое значение имеет информационная поддержка. 38,1% уверены в достаточной степени освещения работы советов. Однако 38,8% считают, что в печатных и электронных СМИ только информация общего плана. Для 12,6% работа медиаресурсов не совсем достаточна.
В целом, по мнению акмолинцев, деятельность общественных советов имеет положительный результат.
Оксана САЛАХОВА,
руководитель отдела мониторинга общественно—политической ситуации.