Образование: Международный экзамен на грамотность, Конкурс на стипендию «Болашақ», К школьной форме будь готов

Международный экзамен на грамотность

039-2-2В достижении задач, поставленных в Плане нации «100 шагов», большую роль играет совершенствование системы образования, где серьезное внимание уделяется функциональной грамотности учащихся, являющейся индикатором общественного благополучия. Поэтому особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, так как эти навыки формируются именно в школе.

Казахстан уже имеет опыт участия в международных исследованиях «TIMSS» (2007, 2011, 2015 годы) и «PISA» (2009, 2012, 2015 годы). В исследовании «PIRLS» наша страна принимает участие впервые. В 2016 году в данном уникальном исследовании примут участие учащиеся 4-х классов более 50 стран мира. Основной его целью является сравнительная оценка уровня качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы различных стран мира.

В соответствии с программой исследования изучается подготовка учащихся 4-х классов по чтению. Кроме того, проводится анкетирование школьников, их учителей и администрации школы, позволяющее выявить факторы, влияющие на качество среднего образования в Казахстане, сравнить содержание образовательных стандартов, разрабатываемых в нашей стране, с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательной подготовке учащихся в разных странах.

Национальным координатором проведена выборка классов, учащиеся которых примут участие в исследовании «PIRLS-2016». Это две средние школы города Кокшетау- №№ 2 и 6. Учащимся 4-го класса этих школ предстоит защитить честь всей республики. Все данные, полученные в ходе исследования, позволят провести сравнение   систем   образования   стран-участниц без указания отдельных респондентов.

Во время исследования проводится тест, который состоит из двух текстов (художественный и информационный). Время на выполнение первой и второй частей (по 40 минут на каждый текст) определено числом заданий.

После окончания тестирования проводится анкетирование учащихся. На заполнение анкет отводится 30 минут. Одновременно с анкетированием учащихся проводится анкетирование родителей. Число школьников, принимающих участие в тестировании, должно соответствовать числу анкетирования родителей. На заполнение анкет родителям отводится 30 минут.

Участие в проекте позволит детям оценить свои школьные успехи и возможности, а также внести личный вклад в результаты нашей страны в международном контексте. Просим родителей оказать поддержку и принять участие в исследовании «PIRLS».

Мереке БЕККАЛИЕВА,
методист отдела образования города Кокшетау.

Конкурс на стипендию «Болашақ»

11 апреля 2016 года начинается прием документов на присуждение международной стипендии «Болашақ», который будет проходить в три этапа: с 11 апреля по 13 мая; с 13 июня по29 июля; с 15 августа по 30 сентября.

Об этом и о новых правилах отбора, условиях поступления и требованиях к категориям на брифинге в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК сообщил Гани Ныгыметов — президент АО «Центр международных программ» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Желающие могут подать документы через портал электронного правительства «e-gov», государственную корпорацию «Правительство для граждан» (ранее — ЦОНы), а также нарочным в АО «Центр международных программ». С 2016 года в целях оптимизации расходов населения на подготовку необходимых документов упрощены требования к форме подачи их пакета.

В соответствии с планом развития стипендии на 2016-2020 годы, где определены основные направления ее модернизации, стипендия «Болашақ» присуждается по программам «Магистратура», «Докторантура», «Резидентура» и «Стажировки», к которым применяются отдельные требования, исходя из категорий.

С текущего года также возобновлена работа программы МВА. В ее рамках выделено 10 стипендий для обучения в десяти бизнес-школах, представленных в списке рекомендуемых вузов на 2016 год.

В целях широкого анонсирования конкурсного отбора и увеличения охвата населения, официальный администратор программы (АО «Центр международных программ») реализует информационно-разъяснительные мероприятия, в рамках которых в регионах проводятся выездные брифинги для трудовых коллективов промышленных предприятий, государственных органов и учреждений.

Олжас УТЕШЕВ.

К школьной форме будь готов

voprosТребования к обязательной школьной форме для организаций среднего образования, недавно утвержденные приказом министра образования и науки РК, вызвали определенное беспокойство и немало вопросов у многих казахстанцев, имеющих детей школьного возраста.

«Зачем нужен был специальный приказ, если школьные формы введены в школах страны уже несколько лет назад? Изменят ли новые требования что-нибудь в организациях образования, где на сегодня вопрос со школьной формой давно решен?». Эти и подобные вопросы поступили и в редакцию «Акмолинской правды». Прокомментировать ситуацию мы попросили заместителя руководителя областного управления образования Ольгу Ковалеву.

Она сообщила, что обязательная школьная форма для организаций среднего образования предусматривалась еще в Законе РК «Об образовании» 2007 года. При этом комплектность, цвет, фасон модели разрабатывались и утверждались каждой организацией образования по согласованию с советом школы, родительским комитетом либо другим общественным советом, действующим при школе. Добавим, что после нескольких лет дебатов и притирок, школьная форма или хотя бы одежда делового стиля в организациях образования страны (особенно городских) прижилась.

039-2-4

Приказ министра МОН РК 2016 года вызван принятыми в 2015 году изменениями в Закон РК «Об образовании», в котором уполномоченным органом, который разрабатывает и утверждает требования к школьной форме, определено Министерство образования и науки РК.

Вышеуказанные требования, направленные на реализацию светского характера обучения и устранения признаков социального, имущественного и иных различий между школьниками, как отметила Ольга Николаевна, не претерпели никаких серьезных изменений.

Фасон, цвет школьной формы выдерживаются в классическом стиле, в единой цветовой гамме, с допущением смешения не более трех цветов спокойных и не вызывающих ярких тонов. Как и прежде, она подразделяется на повседневную, парадную и спортивную и вводится с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Более подробное описание комплектации школьной формы для мальчиков и девочек «АП» публиковала в номере газеты от 17 марта. Кроме того, облуправление образования уже разослало приказ министра и сами требования всем отделам образования региона, которые в свою очередь дойдут до каждой школы.

Серьезных изменений и напряженной работы в переоформлении школьной формы в организациях образования, где все налажено, не должно быть, считает наша собеседница.

Пожалуй, единственное новшество, которое придется внедрять подавляющему большинству организаций образования, это размещение отличительного знака (эмблема, нашивка и др.) данной школы в верхней части одежды учащегося или аксессуара (пиджак, жилетка, галстук).

Как и прежде, выбор цвета, фасона школьной формы и длины юбки определяется организацией среднего образования и общественным советом, утверждается протоколом общего родительского собрания. Требования к обязательной школьной форме должны быть размещены на стенде в фойе организации среднего образования и на ее и нтернет-ресурсе.

— Кстати, руководители школ, согласно приказу министра, должны обеспечивать утверждение школьной формы до 25 мая учебного года. Чтобы у родителей была возможность подготовить детей к новому учебному году. Двух месяцев, оставшихся до означенной даты в нынешнем году, — считает Ольга Ковалева, вполне достаточно.

— Обязательность школьной формы как атрибута организации среднего образования уже давно не обсуждается. Отхода назад не будет, — говорит она. — Поэтому надо уже сегодня совместными усилиями педагогов и родителей думать, как решать эту задачу наилучшим способом. Конечно, вопросы приобретения школьной формы будут стоять перед многими родителями ежегодно. Зато мы практически освобождаем их от покупки школьных учебников, их бесплатное предоставление учащимся движется кета процентам.

Оппоненты утверждения, что введение обязательной школьной формы для организаций среднего образования дисциплинирует подрастающее поколение, учит их коллективизму, культуре внешнего вида, светскости, встречаются все реже. Но решается эта задача в разных школах по-разному. И здесь много зависит не только от организаторских способностей ее руководителя, но и от активности родителей учащихся.

Сегодня в торговых точках Казахстана даже во время школьных ярмарок широкого выбора формы для учащихся нет. Но есть надежда, что эту нишу начнут активно занимать представители отечественной легкой промышленности.

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также