Вернуться сложнее, чем уехать

В мае этого года Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Польша в Республике Казахстан Яцек Ключковски в интервью нашей газете говорил о том, что ежегодно не более ста этнических поляков переезжают из Казахстана на свою историческую родину. Некоторые из них возвращаются в Казахстан.

Прожив в Польше 16 лет, вернулась и наша землячка Оксана Леонхардт. Причем возвращается она не впервые. В середине девяностых окончила один из московских институтов по специальности «инженер-технолог легкой промышленности», могла остаться в соседней России, но приехала в родной Кокшетау, работала в известной фирме по пошиву трикотажных изделий «Арман».

Молодая, активная, по линии созданного в те годы польского общества, сопровождала группу детей в поездке на историческую родину.

— Съездила, посмотрела, все очень понравилось. Решила попробовать.

— Родители не отговаривали, знали, все решения я принимаю сама, но предупредили сразу, что они никогда никуда не уедут, — так Оксана рассказывает о своем решении выехать в Польшу.

Без проблем устроилась на работу, конечно, на полулегальной основе, без договора. Но в те времена для Польши, как и для многих других европейских стран, это было довольно массовым явлением.

— Где я только не работала за эти годы, начинала с того, что в небольшой фирме шила шляпы, на норвежском предприятии трудилась, на заводе… Заработная плата была неплохой. Добилась бы большего, если бы хорошо знала польский. Отношение ко мне и к моим знакомым девушкам, приехавшим из бывшего Советского Союза, было доброжелательным. Каких-то острых политических, исторических тем старалась избегать.

Молодость, любовь, замужество, двое детей. Оксана не скрывает, что так бы и жила в Польше, если бы не семейные проблемы. (Некоторые польские мужчины тоже несвободны от пристрастия к алкоголю). Боролась, надеялась. Но напрасно. И настал тот момент, когда страдать самой, видеть, как переживают дети, сил больше не было. Решительность за эти годы Оксану не оставила. Разводится с мужем, приезжает в Кокшетау.

— Возможно, если бы рядом были родители, родственники, я бы осталась. В трудные минуты без поддержки родных людей очень сложно. И у детей должны быть бабушки, дедушки, тети, дяди. Здесь мои дети все это получают сполна, — говорит Оксана. — Без всякого приглашения и предупреждения я с детьми могу приехать в село к любой моей тете и жить там, сколько захочу. Возможно, в Польше у кого-то тоже есть такие отношения. Но я этого не почувствовала. К проблемам сына и внуков, к нашему отъезду родственники мужа относились как-то отстраненно.

Решив вернуться, Оксана хорошо понимала, что детям, рожденным в Польше, не знающим ни русского, ни казахского тоже поначалу будет очень непросто, но «родные стены» в критические моменты все-таки важнее. Дети адаптируются быстро. Учителя, одноклассники относятся с пониманием. Оксана считает, что в сравнении с польскими, наши школьные учебные программы очень перегружены, там больше игровых форм занятий, отношения между учениками и учителем иные — менее серьезные. Никто не учится во вторую смену. Игровые площадки в каждом дворе, дети постоянно заняты: поездки, экскурсии, детские театры.

Тринадцатилетняя Татьяна в Польше училась очень хорошо, была заводилой. Сейчас переживает из-за тройки по русскому языку и из-за того, что дети немного другие. Татьяна участвует во всех олимпиадах, конкурсах. Уже исполняет песни на казахском языке.

— В выходные уйдет в польское общество утром, возвращается затемно, — говорит Оксана.

Непросто и самой Оксане. За шестнадцать лет мир изменился, изменилась она сама. Теперь ей сложно понять, почему в коттеджном городке по зерендинской трассе, где она живет, двух- и трехэтажные личные дома расположены на таких неблагоустроенных улицах и их владельцев это устраивает. «Мне все нравится», -услышала она от соседки. Татьяна недоумевает, как могут нравиться ямы, выбоины, отсутствие асфальта, детских игровых площадок.

— В Польше очень развито местное самоуправление, мы платили налоги, сами решали, на что пойдут наши деньги, — говорит она.

У Оксаны Леонхардт — колоссальная энергия, большой потенциал, знание и понимание того, что у нас многое можно и нужно изменить. Хочется верить, что всем этим качествам она найдет применение на Родине.

Свобода передвижения — одно из неотъемлемых прав человека, в любой стране мира и в Казахстане им пользуются чаще. Всем желающим выехать, Оксана советует учить язык страны, где собираешься жить, обязательно работать, не надеясь ни на кого и ни на что. И хорошо-хорошо подумать, прежде чем принять решение. Потому что вернуться всегда сложнее, чем уехать.

Светлана ЗОРИНА.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также