Требуются специалисты. Квалифицированные

За строкой Послания
Статистика свидетельствует о том, что ежегодно 80-85 процентов выпускников казахстанских школ рвутся поступать в высшие учебные заведения.
Согласитесь, что если бы они, выбирая специальность, руководствовались не ее престижностью, а реальной возможностью работать в соответствии с дипломом через несколько лет, то ситуация была бы иной. Ведь в той же Германии всего 40 процентов выпускников продолжают обучение в высших учебных заведениях. При этом, кстати, завершают его далеко не все, одна треть поступивших требований не выдерживает. А 60 процентов детей после десятого класса без всяких комплексов и переживаний подписывают договор на получение профессионального среднего образования. Происходит это в немалой степени потому, что в Германии, как и во многих других европейских странах, профессиональное образование давно и прочно работает по дуальной системе.

О необходимости формирования такой системы в нашей стране говорит Нурсултан Назарбаев в своем январском Послании народу: «В ближайшие два-три года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования».

Внедрение этой модели началось в Казахстане несколько лет назад. Процесс этот сложный и идет пока очень непросто в силу того, что отсутствует ряд необходимых предпосылок. И, прежде всего, нет готовности предприятий обучать, наставлять, воспитывать своих будущих работников. Ведь дуальная система предусматривает обязательно сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. И предприятия, руководители которых подписывают трехсторонний договор с учебным заведением, конкретным студентом, становятся социальным партнером, берут на себя серьезные обязательства. Они должны обеспечить условия для обучения на производстве. А это и создание учебных кабинетов, и рабочих мест, оснащенных современным оборудованием, и формирование корпуса наставников-производственников, и активное участие в разработке учебных программ и планов.

Сегодня в нашей области по дуальной системе обучаются свыше 1100 человек. Это лишь 3,7 процента от общего числа студентов колледжей. До 2020 года планируется осуществить поэтапный переход на дуальную систему обучения всех 28 государственных колледжей. Один из них — агротехнический колледж №7 в г. Есиле. Как живет одно из старейших профессиональных учебных заведений области сегодня (он вырос на базе школы механизации сельского хозяйства, созданной в 1958 году), что способствует и что препятствует переходу на дуальную систему образования? С этими вопросами мы обратились к руководителям и преподавателям колледжа, посетив его в рамках пресс-тура, организованного пресс-службой акима области.

Сегодня в колледже по пяти специальностям обучаются около 300 человек. Одна из них — мастер производственного обучения Альфия Губайдуллина.

— Мы поступили сюда всем классом в 1981 году. Парни становились механизаторами, девушки — поварами. Повального стремления к высшему образованию тогда как-то не было. Позже окончила Костанайский индустриально-педагогический техникум, — рассказывает Альфия Дарнатовна. — В колледже учился и мой будущий муж. Сын Илынат пошел по моим стопам. Работает поваром в молодежном кафе.

Чтобы лучше понимать современных студентов, находить контакт с ними не только интуитивно, но и профессионально, Альфия Губайдуллина не так давно получила высшее образование по специальности педагог-психолог.

Так же поступила и другой мастер производственного обучения Наиля Рахматуллина. Выпускница этого же колледжа обучает студентов поварскому делу уже около 20 лет. Здесь же получили востребованные специальности ее муж, дочь, сын, брат, две сестры. Согласитесь, что это говорит о многом, ведь своим детям, родственникам плохое учебное заведение рекомендовать не будешь.

В колледже сформирован стабильный и квалифицированный инженерно-педагогический состав: абсолютно все имеют профильное высшее образование, производственный и педагогический стаж, желание и умение работать. Должным образом оборудованы учебно-производственные мастерские. Более 80% выпускников работают по полученным специальностям. Так что можно говорить о том, что коллектив колледжа готов к внедрению, по меньшей мере, элементов дуального обучения. Но готовность колледжа — это только одна сторона процесса перехода к дуальной системе. Дело — за работодателями, предприятиями.

— Конечно, есть предприниматели, помогающие нашим ребятам стать настоящими мастерами уже на студенческой скамье, — говорит директор колледжа Лариса Клименко. — У предпринимателя Валерия Бальцера из с. Красивое сын получил у нас профессию повара, затем окончил курсы сварщиков. Валерий Гербертович не только использует умения наших будущих сварщиков, но действительно проводит их обучение на рабочем месте, — говорит Лариса Ивановна. — Администраторы кафе «Жана жол» Нина Левченко и ресторана «Сафари» — Наталья Вавилова — члены государственной комиссии на выпускных экзаменах — они наших студенток иначе, как «наши девчонки» не называют, учредили премии для самых старательных.

Лариса Клименко говорит о том, что практические навыки студенты колледжа приобретают, работая в свободное от учебы время. Конечно, только те, кому уже исполнилось 18 лет и только с разрешения их родителей.

— Нужны налоговые льготы, преференции для предпринимателей, готовых принимать участие в процессе дуального обучения. Мотивированы должны быть и наставники будущих специалистов, — Лариса Ивановна согласна с другими специалистами в сфере дуального обучения.

Руководитель отдела ТиПО областного управления образования Галия Бекмурзина подчеркивает, что проблемы внедрения дуального обучения носят общереспубликанский, комплексный характер, сегодня идет интенсивный поиск казахстанской модели. И, конечно, главное условие — реальная потребность достаточно крупных предприятий в высококвалифицированных кадрах. Таковых по мере реализации масштабных государственных программ будет становиться все больше. А значит, дуальной системе подготовки кадров — быть.

Нина МИТЧИНОВА.

Есильский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также