Бизнесу нужно не просто внимание

133-2-1Исполняя поручения Президента
Значение малого и среднего предпринимательства в экономике огромно, именно оно является основой для формирования среднего класса, который всегда был базой для стабильного экономического и социального развития. В Казахстане бизнесу отводится особая роль. В Стратегии «Казахстан-2050» Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев отметил, что отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти, по крайней мере, вдвое. Однако, как подчеркнул Президент страны на октябрьском расширенном заседании Правительства, увеличивается количество жалоб на реализацию «Дорожной карты бизнеса-2020», ряд регионов сталкивается с дефицитом средств, выделяемых по программе. Глава государства обратил внимание на низкую эффективность такого инструмента, как государственно-частное партнерство, на затягивание работы по снижению объемов теневой экономики.
По обозначенным моментам, а также о развитии предпррпшмательства в нашем регионе мы беседуем с председателем ОО «Ассоциация предпринимателей Акмолинской области» Маратом ДЖУМАБЕКОВЫМ.

—  Определенному числу предпринимателей программа «Дорожная карта бизнеса-2020» помогает за счет субсидирования государством процентных ставок кредитования преодолевать финансовый кризис. Но почему она не выстрелила на все сто процентов? Думаю, во многом потому, что население недостаточно информировано, несмотря на добротную работу, проведенную в этом направлении областным филиалом фонда «Даму». Есть и другие факторы, отпугивающие людей от участия в ней: начиная от обычных административных процедур и заканчивая проблемами получения кредитов, в части залогового имущества и достаточно высокой процентной ставки. Банки не оценивают залоговое имущество по его рыночной стоимости, как правило, занижая реальные суммы. На мой взгляд, необходимо эти финансовые институты обязать нести такую же социальную ответственность, как делают это субъекты бизнеса.

Мог ли, так скажем, этот момент в целом повлиять на тот факт, что в стране заметно сократилось кредитование малого и среднего бизнеса?

— Скорее всего так и есть: банковские условия обременительны для потенциальных заемщиков. Из-за финансового кризиса 2008-го многие предприниматели попали в кабалу, заложив свое имущество в банки, а теперь гарантировать погашение нового займа практически нечем. Дело не в невостребованости денег, а в сложности их получения.

Что, на Ваш взгляд, сегодня мешает бороться с нелегальной экономической деятельностью, скрываемой от общества и государства?

— Условия, которые позволяют ей существовать. До сих пор, например, нет возможности проследить весь денежный оборот с помощью электронных устройств по оплате пластиковыми картами. Потому, что ни одна из сторон экономической деятельности не хочет нести расходы на установление POS-терминалов (может это кому-то даже выгодно). Чтобы устранить проблему, нужно знать: что заставляет предпринимателей скрывать от официального учета и контроля свои доходы — желание простой наживы или бюрократические препоны? Когда будет получен ответ на этот вопрос, тогда возможно и найдутся методы борьбы с теневой экономикой.

Но ведь государство создает все возможные условия, чтобы снизить уровень административного вмешательства?

—   Безусловно. Реформирование законодательной системы, фискальной политики дало свои результаты. Очень много нормативных актов мешало развитию предпринимательства и до сих пор замедляют процесс. Например, всем известная «стометровка» о реализации спиртных напитков, или норма, запрещающая выпекать хлеб ближе 50 метров от жилых помещений. А как быть с имеющимися объектами, созданными еще до принятия этих законов? Есть понимание того, что подобные противоречия надо устранять, нужно не просто понимание, а реальные действия. То же самое можно сказать о проведении государственных тендеров, приобретающих в последнее время более удобоваримый формат, что, например, дает возможность подрядчикам приступать к работам в более ранние сроки.

Какие дополнительные меры поддержки следовало бы организовать для начинающих предпринимателей со стартап-проектами?

Я от лица объединения давно выступаю за создание бизнес-инкубатора, где, так сказать, будут взращиваться молодые предприниматели, где они смогут получать рекомендации, консультации, заявлять идеи и проявлять себя. Здесь же должно проходить обучение основам менеджмента, маркетинга. Кроме того, области необходим свой выставочный центр, где потенциальные инвесторы могли бы узнать о достижениях и наработках как успешных, так и начинающих бизнесменов.

Может ли недостаток теоретических и практических знаний сказываться на слабой выживаемости молодых предприятий?

— И это в том числе. К сожалению, хочу отметить, бизнес в Казахстане стареет. Молодые люди, после 20-ти, например, охотнее идут на госслужбу, чем открывают собственное дело. Где-то на это влияет нежелание сталкиваться с бюрократической волокитой, в другом случае, отсутствие основного капитала, невозможность получить кредитные средства. В настоящее время наш бизнес представлен предпринимателями, кому под 50. И эти факты вызывают опасение — кто будет вести малый и средний бизнес дальше? А впереди Единое экономическое пространство, вступление в ВТО…

Какими методами, может быть альтернативными, помочь крестьянину, который в большей части сегодня представляет предпринимательство в области?

— Необходимо создать специальный финансовый институт, стопроцентно с государственным участием, чтобы Минсельхоз напрямую финансировал аграриев. Ведь риски кредитования сельского хозяйства очень большие. А поднимать село надо. Об этом неустанно говорит Глава государства. Нельзя сбрасывать со счетов и человеческий фактор, кадровую политику. Вполне резонным будет возрождение подобия ранее существовавших районных сельскохозяйственных объединений, как одной из форм добровольного союза производителей для достижения общих хозяйственных целей. Это поспособствует рациональному использованию материальных и финансовых ресурсов, снижению расходов, достижению определенных преимуществ на рынке. Хотелось бы отметить, что для развития предпринимательства в области, и, следовательно, самого региона, необходимо детализировать приоритетные отрасли — для нас это — сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, туризм — и имеющиеся ресурсы направить именно на поддержание и раскручивание этих направлений.

Алёна ЕРИНА.

Фото Ермурата ДОЦУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *