О качестве дорог и не только

«Отдельное внимание нужно уделить качеству строительства автомобильных дорог, в том числе местного значения. Несмотря на огромные бюджетные вливания, эта проблема не сходит с повестки дня.
Ранее я поручал к 2025 году довести долю местных дорог, находящихся в хорошем состоянии, до 95%. Необходимы конкретные результаты в работе по выявлению нарушений при строительстве дорог».

Важнейшим условием выполнения этого поручения Президента страны Касым-Жомарта Токаева, данного им в Послании народу, является система общественного контроля. Примером его эффективности могут служить
конкретные результаты масштабной акции «Әділдікті талап ет!» в автодорожной отрасли. Организована она РОО «Әділдік жолы» совместно с Антикоррупционной службой.

Ее проведению предшествовал анализ возможных коррупционных рисков. Вывод: им подвержены практически все этапы автодорожных строительных проектов. Так что «фронт работ» – огромен. И для профильных ведомств, и для общественников.

Протяженность автодорог общего пользования в нашей области – 7 890,5 км, в том числе республиканского значения – 2 260,5 км, областного – 2 665 км, районного – 2 965 км. В прошлом году на ремонт автодорог местного
значения было предусмотрено 60,2 млрд тенге (республиканский бюджет – 40,4 млрд тенге, областной – 19,8 млрд тенге).

Для удобства граждан объединением «Әділдік жолы» был запущен call центр 1463 и сайт www.adildik.kz. В ходе акции поступил ряд обращений от жителей региона. В основном именно по этим обращениям был проведен
мониторинг качества строительства и ремонта автодорог региона. К примеру, по жалобам жителей выехали в г. Макинск Буландынского района, провели визуальный осмотр и мониторинг качества среднего ремонта
автодорог ряда улиц города. На эти работы местным исполнительным органом района заключены договоры с подрядными организациями на общую сумму порядка 560 миллионов тенге.

В ходе мониторинга установлено, что при ремонте дорог вместо фракционного щебня, указанного в технической спецификации и проектносметной документации, добавляется неустановленный материал, похожий на
отсев. При укладке тротуара по одной из улиц вместо щебня добавляют шлак. Толщина асфальта при визуальном осмотре не соответствует требованиям, указанным в документах. Подрядной организацией данные
нарушения устранены.

Также на основании жалоб граждан, а также обращения организации технического надзора, общественным мониторингом охвачен средний ремонт автодороги областного значения «Ерейментау – Еркиншилик –
Аршалы» стоимостью 2,9 млрд тенге, где выявлены грубые нарушения установленного законодательства.

Так, по результатам проведенных лабораторных исследований из 29 отобранных проб по 25 установлено несоответствие требованиям нормативных документов в части использованного холодного асфальтобетона и по зерновому составу щебня.

Также в ходе визуального осмотра на проезжей части участка дороги установлены дефекты в виде колеи и просадки, которые превышают допустимые нормы. По итогам рассмотрения данный участок дороги был
переделан за счет подрядной организации.

В ходе мониторинга качества среднего ремонта автодорог села Еленовка в Зерендинском районе (общая сумма ремонта свыше 177 млн тенге) установлены следующие нарушения. Одну дорогу делали в осенне-зимний
период, из-за чего асфальт на ней был практически полностью разрушен. К тому же итоги проверки филиала Наццентра качества дорожных активов в ноябре прошлого года показали несоответствие отобранных кернов данной дороги требованиям строительных норм и правил.

Некоторые внутрипоселковые дороги отремонтированы лишь наполовину, а другие и вовсе не ремонтировались, хотя согласно актам выполненных работ, размещенным на портале государственных закупок, эти
работы выполнены в полном объеме и, соответственно, оплачены.
Кроме того, в рамках республиканской акции были организованы выездные мероприятия в Жаксынском, Жаркаинском районах, г. Степногорске (п. Заводской).

Читайте также