Чему учит вера предков

48-3-1Религия и общество
«Наш исторический выбор — это светское государство и общество. Но светское — не означает атеистическое. Светское — это прогрессивное, миролюбивое, толерантное, открытое. Мы поддерживаем традиционные религии, но категорически отрицаем любой экстремизм. Я убежден: молодежь надо оградить от радикальных религиозных течений, чуждых для нас».
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев.

Мусульманство вместе с христианством и буддизмом в числе традиционных мировых религий.
Слово «ислам» в переводе означает «вручение себя Богу». Именно Пророк Мухаммед, много встречаясь с проповедниками христианства и иудаизма, стал убеждать своих соплеменников отказаться от поклонения многим богам и языческим идолам и верить в единого Аллаха. Жители Мекки признали ислам, законы которого записаны в Коране. Арабы создали единое государство — Халифат и распространили ислам далеко на восток — до Средней Азии и на запад до Северной Африки и Испании. Именно с Мухаммедом связана точка отсчета нового для арабов летоисчисления. Сам же он был вынужден бежать из Мекки, т.к. не сразу арабы хотели принять новую веру, и только спустя несколько лет вернулся в родной город с большим числом приверженцев ислама.

Когда у Пророка спросили о высокой нравственности, он процитировал слова из Корана: «Возьми себе на вооружение умение прощать, быть снисходительным, отвернись от невежд, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим. Высокие нравы—это когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой, когда даешь (помогаешь) тому, кто в свое время лишил тебя или не дал, когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя».

Пророк подчеркивал: «Воистину грубые люди неприемлемы Богу. Нравственность — когда ты близок к людям, но далек от того, что меж ними, далек от разбирательств, ссор, споров, сплетен, т.е. всего негативного».

Нравственность — это когда на тебя никак отрицательно не влияет тот, кто стоит рядом с тобой (в жизни, беседе, делах, молитве — намазе). Безнравственность — это когда твои глаза постоянно замечают проявление ее в других.

Есть очень поучительная история: однажды праведник шел по Степи. Шедший навстречу солдат спросил: «Где здесь рядом населенный пункт?». Праведник показал на кладбище, за что получил удар по голове и услышал грубую непристойность в свой адрес.

Солдат пошел дальше и увидел людей, которые оповестили его о том, что он поступил скверно с известным праведником. Солдат вернулся и начал было просить извинения, на что был ответ: «Когда ты ударил меня, я попросил у Всевышнего для тебя Рая».

Нам в назидание от притчи: что может быть прекраснее веры, приукрашенной знаниями? А еще лучше, когда знания приукрашены делами и праведными поступками. А наилучшее, когда дела и поступки приукрашены добротой и доброжелательностью.

К сожалению, природа человека такова, что ошибки он быстрее замечает у других, смотря сквозь призму жесткой критики. Вера учит человека работать над своими проявлениями грубости и несдержанности.

Да, люди разные: национальностями, языками, культурами, воспитанием, темпераментом и характерами, но у миллионов людей очень даже много общего. Мы, словно жемчужины, нанизанные на единую нить жизни. Осознание того, что именно нас объединяет, помогает нам более продуктивно жить, созидать и меньше тратить сил на сжигающие отрицательные эмоции, как озлобленность, превосходство, подавленность.

Одним из важных объединяющих факторов является сознательная или подсознательная вера в Бога, которого мы можем по-разному называть, понимать, но в любом случае мы, пройдя мирскую обитель, вернемся к Творцу.

Алия АХЕТОВА,
историк, член научно-аналитического центра Акмолинской ассамблеи народа Казахстана.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *