Фестиваль музыки эпохи барокко с таким названием прошел в областной филармонии им. Ү. Ыбырая. Музыканты получили навыки исполнения произведений этого периода, а зрители – интересную программу. В исполнении симфонического оркестра прозвучали бессмертные произведения Иоганна Себастьяна Баха и его современника Георга Фридриха Генделя.
Каждый приезд в Кокшетау народного артиста Республики Казахстан, дирижера Абзала Мухитдинова – это яркое событие в культурной жизни города. В этот раз маэстро подарил кокшетауским музыкантам и любителям классики возможность прикоснуться к музыке эпохи барокко.
– Более трех сотен лет отделяет нас от этого периода. За это время изменились не только манера исполнения и состав оркестра, но и сама нотная запись. Многие приемы, для музыкантов тех лет казавшиеся само собой разумеющимися, у современных исполнителей вызывают недоумение, – рассказывает Абзал Мирасбекович. – Да и акустически эти произведения не рассчитаны на наши концертные площадки. К примеру, музыка Баха, в которой ведущую роль играли орган или клавесин, исполнялась в соборах с высокими куполообразными потолками, с особой акустикой. Чтобы добиться еще большего эффекта, композитор выстраивал несколько мелодических линий, используя разные приемы…
Исполнение барочной музыки требовало от музыканта композиторских задатков. Авторы произведений того времени часто выписывали только линию баса, подразумевая бесчисленное количество вариаций, а знак повтора требовал каждый раз вносить в мелодию что-то новое, украшать ее. Современные пианисты такой техникой владеют редко. Поэтому изучение истории музыки необходимо, чтобы правильно интерпретировать нотные записи тех лет.
Музыка барокко отличалась в разных европейских странах – во Франции, Англии и Германии композиторы и исполнители ставили разные акценты, а ударения, характерные для языка, имели значение и для музыкальных произведений. Отличия в музыке трех ведущих композиторов – Баха, Генделя и Вивальди – обусловлены не только их гением, но и несут отпечаток культуры разных стран. «Иоганн Себастьян Бах, к примеру, переписывал свои произведения для разных стран, всегда учитывал эти аспекты, поэтому они звучали максимально близко и понятно для публики», – отмечает маэстро.
На вопрос, почему Абзал Мирасбекович выбрал такую непростую тему для исследования, защитив в магистратуре Йоркского университета Великобритании диссертацию на тему «Ритмические традиции эпохи Барокко», маэстро отвечает:
– Это основа, фундамент, на котором выстроена вся последующая симфоническая музыка. Нужно знать контекст произведения, тогда можно импровизировать и донести до слушателя самую суть. Музыка – это не застывшая конструкция, изменения неизбежны как в нотной записи, где в тот период не было деления на привычные нам такты, так и в исполнительских приемах. Об этом и пойдет речь на мастер-классе.
По словам маэстро, злую шутку с исполнителями, обращающимися к музыке барокко, сыграл интернет. В свободном доступе много интерпретаций нотной записи произведений этого периода, но в них много ошибок, недопустимых с точки зрения музыканта.
– Эстетика звука музыки барокко подобна звучанию колокола: удар – и постепенное затихание. Это обязательно нужно учитывать исполнителю, чтобы не допустить лишнего наложения звуков. Также невозможно усиление и ослабление звучания – привычные нам крещендо и диминуэндо, так как клавесин или орган, ведущие инструменты, не были приспособлены для таких приемов. Так же нельзя было играть на них громче или тише…
И это далеко не все вопросы, которые маэстро Абзал Мухитдинов обсудил с музыкантами на мастер-классе. Как придать мелодии энергию? Как связаны музыка и строение общества, во главе которого стоит фигура короля? Как влияют на исполнение температура и влажность в зале, форма потолка?..
– К примеру, зал вашей филармонии хорош для исполнения Моцарта, но не для Баха и Генделя. Для барочной музыки нужен потолок в два-три раза выше, – подчеркнул маэстро. И снова возвращался к практическим приемам игры на инструментах, приводя образные примеры.
Секретами исполнительского мастерства с артистами филармонии поделился кавалер ордена «Звезда Италии» Батыржан Смаков, выпускник Международной академии оперного пения и консерватории Джоаккино Россини, выступления которого проходили в Карнеги-холле, театрах Генуи и Парижа.
* * *
Несмотря на «несовершенство» зала, гала-концерт, завершающий фестиваль, прошел на одном дыхании. Симфонический оркестр под управлением дирижеров Абзала Мухитдинова, Дины Ардак, Темирлана Нуржау и Жаната Рашита исполнил двадцать произведений Баха и Генделя.
– Два гения, Бах и Гендель, родились в 1685 году с разницей в месяц в Германии, на расстоянии меньшем, чем от Кокшетау до Петропавловска. На их пути было еще немало совпадений – оба посвятили себя музыке, в конце жизни потеряли зрение, доверившись одному и тому же врачу-шарлатану… Скромный кантор Бах всю жизнь мечтал встретиться с блистательным английским композитором Генделем, но тот так и не снизошел до общения с ним. Но время расставило все на свои места, соединив их музыку на современных концертных площадках, – рассказала ведущая программы, лектор-музыковед Юлия Никитенко.
Эпоха великих открытий, время кровопролитных войн в Европе наложило отпечаток на искусство. Композиторы задумывались о жизни и смерти, о божественном и мирском, передавая это в своих произведениях. Со сцены филармонии прозвучали «Бранденбургский концерт», «Концерт для гобоя d’Amour», «Прелюдия ми мажор», «Скерцо» из оркестровой сюиты Баха, сюита «Музыка на воде», арии из опер и ораторий Генделя и другие произведения великих композиторов.
В концертной программе приняли участие заслуженные деятели Казахстана Дамиля Махпирова, Жамиля Жаркымбаева, Батыржан Смаков, Валерия Болиева, Аякоз Калмаганбетова, лауреаты республиканских конкурсов Жания Мухитдинова и Ринат Нурмухан, а также камерный хор под управлением Галины Колесниковой. Специально для гала-концерта из Алматы в Кокшетау был доставлен единственный в нашей стране гобой d’Amour, звучание которого украсило не одно произведение.
– После смерти великих композиторов их произведения ждала разная судьба. Музыка Генделя продолжала звучать во дворцах, Баха же забыли на долгие сто лет. Но время расставило все на свои места. Если музыка Баха – храм, то произведения Генделя – дворец. Это две грани одного бриллианта, – подвела итог Юлия Никитенко.
Фотографии предоставлены областной филармонией.