Кто и почему боится рынка

Крупный химзавод в Актобе на грани остановки, владельцы не могут выплачивать зарплату в прежнем размере. Нет главного ингредиента – соды. Единственный поставщик из соседнего государства отправить ее не может, нет вагонов. Все они из-за известных событий задействованы на другом направлении.

Рабочие в Актобе устраивают забастовку, грозят перекрыть дороги. Руководство города призывает хозяев завода требования удовлетворить «во избежание социальной напряженности». Те берут кредит в 100 млн тенге, деньги выдают. Что будет дальше, не знает никто. Если поставки соды и возобновятся, то себестоимость готовой продукции вырастет, кредиты же надо возвращать. Конкурентоспособность снизится. Могут вообще уйти с рынка. Завод закроется. Сотни людей окажутся без работы.

Лет эдак …дцать назад такие истории мы читали под рубрикой «В мире капитала». Сегодня – это наши реалии. Вспомните историю с Айдабульским спиртзаводом.

Почему так происходит, как к этому относиться, что делать в таких ситуациях? Об этом мы беседуем с руководителем департамента Агентства по защите и развитию конкуренции по Акмолинской области Олжасом Какеновым.

– Олжас Муратович, реакция большинства на подобные факты такова: «Молодцы рабочие, добились. Раньше такого быть не могло». Это так?

– Мне трудно комментировать именно эту ситуацию, я не знаком с нею досконально. Но бесспорно, одна из причин – монопольное положение поставщика той же соды. Если бы у руководства завода была возможность закупить товар у кого-то еще, они бы это сделали.

Что касается требований рабочих… Они акционерами не являются, в принципе, не должны отвечать за проблемы, возникшие у владельцев. Но, получив зарплату сейчас, рискуют вообще ее лишиться в перспективе, если завод не сможет продать выросшую в цене из-за повышения себестоимости продукцию.

Значит, работникам уже сейчас надо не просто думать, а работать над повышением своей личной конкурентоспособности. Стать востребованными специалистами. Тогда в любом случае без работы не останутся.

А в целом такие ситуации возникают не потому, что «рынок виноват», а потому что у нас, да и на всем постсоветском пространстве, он еще не развит в полной мере, на нем мало игроков. Слишком много вмешательства государства и недостаточно разработаны законодательные меры, защищающие работников в таких ситуациях. Сильные профсоюзы могли бы найти компромиссное решение с владельцами. Как это происходит в странах с развитым рынком.

Понятно, что за 30 с небольшим лет, выйдя из плановой государственной экономики, подлинные рыночные отношения создать невозможно. Но другого пути развития в современном мире нет.

– Вы согласны, что существенным препятствием развитию рыночных отношений является все-таки ментальность многих казахстанцев, продолжающих идеализировать прошлое? При этом почему-то начисто забывают об очередях, дефиците всего и вся?

– Видимо, да. Это проявляется в смещении акцентов с «я должен постараться» на «мне должны и обязаны». Свою роль играет и экономическая неграмотность большинства. Непонимание, а значит и отторжение вызывают элементарные термины, зафиксированные даже в Предпринимательском кодексе РК.

Есть у нас олигополии – всего несколько компаний, играющих ведущую роль в какой-то сфере. Именно от них зависят качество и стоимость нашего домашнего интернета, мобильной связи. Операторов несколько, но учредитель у них один – Казахтелеком. Так что конкуренции между ними быть не может. Примерно такая же ситуация и на рынке авиаперевозок.

Есть у нас и латифундисты – крупные землевладельцы. Некоторые из них входят в число крупнейших латифундистов мира. Они являются доминантами – игроками, занимающими ведущее положение на рынке.

На стоимость, к примеру, коммунальных услуг оказывает влияние такое явление, как ключевая мощность – инфраструктура или средство, без доступа к которым конкуренты не могут предоставить свои услуги потребителям.

Чтобы поставить электроэнергию, ее надо передать через сети. В нашей стране часто энергопередающие и электроснабжающие организации афиллированы. Другим субъектам рынка на него пробиться очень сложно.

Аэропорты являются монопольными хранителями   авиакеросина. Мы уведомляем их, что они являются    субъектами ключевой мощности и должны придерживаться определенных правил: открытость в приеме   заявок, соблюдение сроков рассмотрения.

Разъясняю эти термины, чтобы было понимание, что это нормальные составляющие рыночной экономики. Во всяком случае, на ранних стадиях ее становления.

Есть латифундисты, которые все наше сельское хозяйство вперед двигают: элитные семена и скот закупают, новые технологии внедряют, рабочие места создают, в социальную сферу средства вкладывают. Они эффективнее сотни мелких хозяйств.

Есть лидеры рынка, подобные Kaspi Bank. Да, среди банков второго уровня занимает доминирующее положение, но при этом какие качественные и доступные услуги он предоставляет казахстанцам.

Один из законов рынка: чем больше игроков – тем выше конкуренция, чем выше конкуренция – тем лучше конечному потребителю. Возьмите платформы «Крыша КЗ», «Колеса КЗ». Сайты нужные, удобные. Сейчас, чтобы разместить свое объявление, нужно уплатить определенную сумму. Будем платить, сколько скажет владелец. Конкурентов нет.

– Пожалуйста, расскажите подробнее о работе вашего ведомства.

– Прежде всего прошу не путать нас с департаментом по регулированию естественных монополий. Естественные монополии – электроэнергия, теплоснабжение… То есть те сферы, где в силу экономических, технологических процессов конкуренция экономически нецелесообразна. Они будут регулироваться всегда. Не сделаешь же в доме еще одну линию теплоснабжения.

Задача агентства по защите и развитию конкуренции РК, в структуру которого входит наш департамент, помочь прийти на рынок новым игрокам. Пусть они будут иностранными. С ними тоже надо учиться конкурировать. Конечно, придя с инвестициями в нашу страну, они должны действовать по нашим законам.

Мы противодействуем монополиям, стараемся снизить долю государственного регулирования рынков.

В 2017 г. отказались от реестра товаров (работ, услуг) субъектов рынков, на которые распространяется государственное регулирование цен. Конечно, есть общественно значимый рынок. МИО обладают полномочиями в определенных обстоятельствах диктовать предельные цены на социально значимые товары. Но делают это все реже. Бесполезно. А подчас приводит к обратному эффекту.

Возьмем рынок сжиженного газа. Пытались поставить предельные цены. В итоге даже на тех заправках, где   стоимость газа была ниже, тоже поставили максимально возможные. Стоимость газа регулируется отпускной ценой завода-изготовителя.

Но есть товары, цена которых на начальном этапе не регулируется. А в том случае, если закупочная цена превышает предельную, бизнес уходит в минус. Уходит с рынка вообще.

Пытаемся противодействовать искажению цен на торгах. Допустим, акимат закупает услугу. Ставит стоимость: миллион тенге. Как это бывает, находится подставной участник конкурса, пишет миллион. Второй – реальный – ставит 999 999 тенге. Это тоже искажение цены. Настоящей конкуренции нет. Если бы вышел один субъект, конкурс сочли бы несостоявшимся. Объявили повторный. А это уже сигнал молодому бизнесу, который ищет свою нишу: здесь мало игроков. Возможно, зашли бы другие игроки.

Принимаем меры против фаворитизма госорганов. Это не всегда синоним коррупции. Госаппарат привык делать одну и ту же работу одними и теми же методами. Стремятся заключать договоры с одними и теми же поставщиками, зная, что работу сделают. Сделают. Но, возможно, кто-то бы сделал лучше, быстрее и дешевле.

Стабильность – это хорошо. Но если хотим получить новый результат, нужно и работать по-иному. Один пример: в техспецификации указано требование к фирмам по ремонту дорог: стаж – не меньше 10 лет. Зачем? Как прийти на рынок новому игроку?

– При вашем департаменте создан региональный совет по выявлению и устранению барьеров для бизнеса. Расскажите о его работе.

– Совет работает уже два года. В его составе 12 предпринимателей из самых разных сфер. Влиять на их решения мы не можем.

К примеру, заниматься сезонной торговлей в городе желающих много. Совет принял рекомендации по условиям конкурса: выборы победителя должны быть открытыми. Сроки договоров с субъектами сезонной торговли надо продлить. Даже самое простое сооружение возводить на один год смысла нет.

По поводу аналогичных конкурсов в очень популярном для бизнеса Бурабайском районе: информация о конкурсе должна размещаться не менее чем за 30 дней до его проведения и каждый год – в определенную дату. Чтобы предприниматели не волновались, не мониторили сайт ежедневно.

Обращений в совет много. Среди них и те, с которыми он не соглашается. К примеру: владельцы частных дошкольных учреждений просили помочь пролоббировать нормативное решение о том, что можно не менять целевое назначение здания, в котором ДДУ расположено.

Члены совета требование изменения целевого назначения сочли разумным, барьером для добросовестного бизнеса не являющимся.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Фото предоставлено департаментом по защите и развитию конкуренции.

Читайте также