Клиент обращается и… выигрывает

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Как работается тем, кто выполняет эту непростую миссию в нашем регионе, мы узнали из беседы с председателем общественного объединения «Защита потребителей» Сериком Макишевым.

– Серик Рахимович, сколько граждан обратились в общество за помощью и как защищаются их права?

– Прежде всего хочу напомнить: в Казахстане действует Закон «О защите прав потребителей». Сейчас в нашем регионе работают два общественных объединения, которые борятся за интересы акмолинцев, – в Кокшетау и Степногорске. В прошлом году в наше общество обратились по телефону 215 человек, устно – 168, все они были подробно проконсультированы. 62 человека обратились в письменной форме, при этом 48 претензий решены в досудебном порядке, а 14 были направлены в суды и решились в пользу потребителей.

– Напомните, какие товары можно вернуть по гарантии, а какие не подлежат возврату?

– Существуют два вида товаров: гарантийные, к ним относятся телевизоры, холодильники, стиральные машины, смартфоны, ноутбуки, и не гарантийные – мебель, одежда, обувь. Причем законом предусмотрено, что на товары, на которые не даны гарантийные сроки, претензии можно предъявлять до двух лет. Если в течение 14 дней товар не был в употреблении и сохранил товарный вид, а также имеются документы о его покупке или чек, то такой товар можно вернуть. В законе обозначены и товары, которые не подлежат возврату, – постельное и нательное белье, животные, растения, средства абонентской связи, изделия медицинского назначения и лекарственные средства, отрезные материалы.

– Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами жители региона сталкиваются чаще всего?

– К сожалению, сейчас большой проблемой стал возврат товаров, приобретенных на интернет-площадках. Люди покупают вещи по телефону или через соцсети, зачастую не уточняя юридический адрес продавца. Но и при покупках офлайн нередко возникают проблемы.

Недавний случай из практики: в одном из отделов торгового дома жительница нашего города Ф. купила сапоги стоимостью 70 тысяч тенге. Когда она сняла обувь, сразу обнаружила, что белые носки и кожа на ногах окрасились в темно-синий цвет, и краску сложно было отмыть и отстирать. На требование потребителя заменить товар продавец пояснил, что через некоторое время «окрашивание пройдет». Женщина была вынуждена обратиться к нам. Мы составили претензию, указав в ней статьи закона о защите прав потребителей, и направили ее продавцу, который вернул деньги – так этот вопрос был решен в досудебном порядке. Однако есть моменты, когда по непонятным причинам продавец игнорирует претензии. Тогда с согласия потребителя мы направляем материалы в суд.

Еще один пример: пожилая жительница областного центра Т. заказала в одной из компаний изготовление балконной группы с установкой, заключила договор. Работники предприятия установили балкон с недоделками, а многочисленные требования потребителя в течение нескольких месяцев игнорировались. После обращения пенсионерки мы направили претензию, на которую компания тоже не ответила. Тогда материалы вместе с заключением независимого эксперта были направлены в суд, который принял решение в пользу потребителя.

Резонансными были два судебных дела, связанные с приобретением массажных накидок, которые обманным путем реализовали пожилым людям представители компании из города Алматы. Сначала гости областного центра провели презентацию аппарата для проверки зрения, затем разыграли недорогие товары народного потребления и после этого уговорили пенсионеров приобрести в кредит массажные накидки за огромные суммы – от 1 млн до 2 млн тенге. Продавцы сами оформили кредиты через мобильные телефоны доверчивых людей. А пожилые люди, получающие скромные пенсии, попали в кабалу на многие годы… На коллективные жалобы и многочисленные требования потерпевших компания-продавец не реагировала, на претензии общества защиты не откликнулась. Из наших источников мы узнали, что фактическая стоимость таких накидок – от 40 до 50 тысяч тенге… Справедливость восстановлена, суд выигран.

На этой неделе в общество обратились несколько пенсионеров из сел Жолдыбай Зерендинского и Қарашілік Бурабайского районов, которым сотрудники ТОО «Сериков» из г. Семея реализовали сомнительные по качеству фильтры для воды по 370 тысяч тенге. Материалы по этим делам сейчас находятся в работе, скорее всего, придется подавать иски в суд.

Хочу напомнить нашим людям: есть такое понятие – «потребительская грамотность», и чтобы ее повысить, наше общественное объединение заключило меморандум с облдепартаментом торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК о проведении совместных мероприятий. Мы призываем предпринимателей и потребителей к взаимоуважению и решению всех спорных вопросов цивилизованным методом.

– Благодарим за беседу.

Читайте также