Чтобы нарушения устранялись

Новый законопроект о защите прав потребителей уже разработан. Какие новшества он презентует и какие изменения ожидают потребителей?

По информации областного департамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК, сейчас в стране действует четырехступенчатая система защиты прав потребителей.

Нормами Закона «О защите прав потребителей» первым этапом предусмотрено право потребителя обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении прав. В случае, если претензия рассмотрена предпринимателем не в пользу потребителя, второй этап – это обращение к медиатору либо к арбитру. В случае неурегулирования в досудебном порядке, третьим этапом становится обращение непосредственно в госорган, то есть в департамент. И лишь на четвертом этапе потребитель может обратиться в суд. В суде иск потребителя не рассмотрят, если не пройдены все три этапа.

В новом законопроекте потребителям предлагается перейти на алгоритм из двух ступеней. Первый этап – обратиться с претензией напрямую к продавцу, второй – по усмотрению потребителя: в суд, к медиатору или в госорганы.

В целом, в законопроекте можно особо выделить следующие основные изменения:

1) реформирование четырехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей;

2) введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, координировать общественные институты в этой сфере и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов;

3) законопроектом предусматривается введение гражданской правовой ответственности предпринимателя, налагаемой в виде штрафа судом в пользу потребителя, чьи права были нарушены и не решены на досудебном этапе при обращении к предпринимателям;

4) предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального потребления, связи, туризма, культуры, торговли, транспорта и иных сфер услуг для потребления, с целью защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека;

5) также будет усилена межотраслевая координация госорганов по вопросам защиты прав потребителей.

Если права потребителей были нарушены и ситуацию не удалось решить в досудебном порядке, предпринимателей предлагают штрафовать. Размер штрафа – от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Причем чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа, что будет способствовать добровольному и оперативному устранению нарушений самими предпринимателями. Что касается введения института омбудсмена, он будет выявлять системные проблемы в сфере защиты прав потребителей и заниматься их решением на уровне республики.

Читайте также