«Вода!.. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь… Ты самое большое богатство на свете!» – писал Антуан де Сент-Экзюпери. Однако жителям Кокшетау это богатство не всегда доступно, о чем свидетельствует множество публикаций в соцсетях: «воды нет», «вода грязная, запах ужасный», «слабый напор, устали мыться, стирать по ночам», «снова порыв»… Вопросы водоснабжения мы обсудили с главным инженером ГКП на ПХВ «Кокшетау Су Арнасы» Казбеком Садвакасовым.
В 2021 году Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем Послании дал поручение – в течение пяти лет обеспечить все население Казахстана чистой питьевой водой. Но в Кокшетау воды, соответствующей слову «питьевая», до сих пор нет. Кроме того, продолжаются порывы, наблюдается слабый напор, канализация забивается. А ведь до завершения сроков реализации поставленной задачи фактически остался год.
– Казбек Нурбекович, мы неоднократно писали о проблемах обеспечения региона питьевой водой. Почему в областном центре этот вопрос до сих пор не решился?
– Причин много. Гидроузел водоочистных сооружений, выполняющий функции водоснабжения и водоотведения, построен в 1969 году. Станция очистки воды эксплуатируется с 1970 года. В 1986 году она признана непригодной для использования, было принято решение о необходимости строительства новой. Вопрос много лет откладывался, строительство в итоге начали 13 лет назад. За это время проект станции несколько раз пересматривали, и его утвердили только в прошлом году. Но наша организация, несмотря на это, вела активную работу по замене аварийных участков сетей водоснабжения и водоотведения, проводилось очередное обновление фильтров, прокладывались новые участки… Нельзя сказать, что предприятие и местные исполнительные органы сидели сложа руки.
– Какие работы были проведены в городе в прошлом году?
– Работаем круглый год, но основные ремонтные работы все-таки приходятся на теплое время. В прошлом году заменили порядка 10 км водопровода и более 1 300 км канализационных сетей за собственные средства. В Красном Яре проводилась прокладка и замена труб. В этом году будем продолжать начатое: надо положить порядка 15 км водопровода и 5 км канализации. Отмечу, помимо запланированных работ, приходится оперативно реагировать и на аварийные участки. Чтобы вы понимали, протяженность обслуживаемого нами водопровода – более 350 км, из них порядка 40% изношено. Это в основном чугунные или стальные трубы, оставшиеся с 50-60 годов XX века. К примеру, по улицам Акана серi, Куанышева, Жамбыла – это магистральные водопроводы, а еще по ул. Вернадского, ул. Шанырак. С центральной канализацией аналогичная ситуация: в привокзальном районе все старое, в районе магазина «Акку» необходимо все полностью перекладывать. Дома там бесподвальные, еще «хрущевские». В случае порывов на этих участках приходится работать безотлагательно.
– Расскажите, из-за чего в областном центре наблюдается слабый напор воды в многоквартирных жилых домах, частые отключения водоснабжения на окраинах города?
– Действительно, жители жалуются. Происходит это из-за активной застройки города: увеличивается количество потребителей, и необходимость в воде возрастает, а не выдавать технические условия на подключение к системе мы не можем. Сейчас недостаток воды наблюдается в мкр. Сарыарка, а в последнее время – в Васильковском и Центральном микрорайонах. Ситуация изменится, если будет проведена полная реконструкция городского водопровода с увеличением диаметра магистральных труб, мощностей насосных станций.
Сейчас же для таких домов и для нового жилья, что вводится в эксплуатацию, рекомендована установка вспомогательного оборудования – повышающих давление насосов. Их стоимость достигает двух миллионов тенге. Помощь может оказать городской акимат, но только посредством возмездного выделения средств. Выделенная сумма была бы распределена между жильцами и внесена в квитанцию об оплате комуслуг. Местный исполнительный орган уже выходил с таким предложением к жильцам двух домов в мкр. Сарыарка, но они не заинтересованы. Говорят, «до пятого этажа у нас вода есть, а верхние этажи пусть сами решают этот вопрос».
– Казбек Нурбекович, если с напором все решится, улучшится ли качество воды? У нее желтый цвет, непонятный запах, порой кажется, что в составе есть что-то маслянистое… Использовать эту воду без фильтра невозможно.
– На сегодняшний день прежде, чем попасть в дома горожан, вода проходит несколько стадий очистки, в том числе и обеззараживание. Вода из водохранилища поступает мутная, грязная. Это происходит потому, что дно водоема не чистое. Все мелкие частицы, не осевшие на дно, проходят через фильтры, резервуары и прямиком в город. Ситуация изменится при запуске в этом году коагулянтного цеха. В воду будет добавляться реагент, который «склеит» все эти частицы в крупные хлопья. От собственной тяжести они оседут на дно и чистая вода будет поступать в распредсети города. На ее качество повлияют и новые строящиеся очистные сооружения.
– Еще одной проблемой Кокшетау остается водоотведение. В начале этого года в городе забитыми оказались чуть ли не все колодцы. С чем это было связано?
– Сейчас все сточные воды через систему самотечных коллекторов и насосных станций поступают на сооружения биологической очистки производительностью 32 тыс. куб. м. Далее очищенные стоки сбрасываются в накопители. Вопрос дальнейшей аккумуляции сточных вод не решен. В далеких 90-х были разработаны два проекта по биологической очистке, но они так и не были реализованы. Однако к настоящему времени разработано ТЭО, найден инвестор, и в скором времени, надеемся, в Кокшетау появятся новые канализационные очистные сооружения.
Почему канализация «встала»? Все просто, из-за погоды: мороз, осадки, тепло, и талые воды с песком, иловыми массами поступают в канализацию, чего быть не должно. В городе не предусмотрена ливневая система. Вот и приходится это «добро» откачивать, прочищать коллекторы.
Помимо природных капризов, есть еще и человеческий фактор. Во время промывки канализационных сетей чего мы только не находим: тряпки, бытовые отходы, кости, а сколько жира от мытья посуды! С прошлого года начали проводить работу с кулинариями, ресторанами, чтобы устанавливали жироуловители. Нельзя исключать и тот факт, что сети старые, это тоже способствует аварийным ситуациям. Необходимо увеличить диаметр основных пропускных канализационных труб, город-то растет…
– Казбек Нурбекович, какова ситуация с кадровым обеспечением и оснащением предприятия техникой и спецоборудованием?
– Откровенно говоря, специалистов не хватает, отсюда и отставание по срокам реализации инвестиционной программы. Требуются электрики, водители, слесари, сварщики… Причина – никто не хочет работать с грязью, это тяжелый труд. Средний возраст наших работников – 45-50 лет. Водители и вовсе предпенсионно-пенсионного возраста. Зарплату подняли, конечно, но ненамного, средняя до 180 тысяч тенге доходит. Работаем с колледжами, но молодежь после практики не остается. Есть проблемы и с оснащением, техника вся устаревшая. На балансе 60 машин, на ходу 35. Купили ГНБ, каналопромывочную машину, однако этого недостаточно…
– Еще один вопрос, который чаще всего поднимается среди населения: оправдан ли установленный тариф на воду?
– Тариф у нас невысокий, себестоимость предоставляемых услуг по подаче воды и отводу сточных вод намного дороже. Мы не поднимаем тариф из-за того, что жалоб много. Как говорят горожане, «вода у нас техническая». Но по факту из очистных сооружений она выходит соответствующей нормам ГОСТа, просто никто не учитывает, что внутридомовые сети тоже необходимо промывать, менять. Установленный тариф не покрывает всех затрат, которые несет наша организация. У предприятия большая задолженность за комуслуги, за оборудование, приобретенное через госзакуп. Когда запустится коагулятный цех, тариф придется увеличить, так как реагенты недешевые. Проблем много, но надо их решать…
– Спасибо за беседу.
P.S. К слову, о низком тарифе. С 11 февраля приказом и. о. министра Нацэкономики внесены изменения и дополнения в Правила формирования тарифов, устанавливающие четырехуровневый тариф для потребителей питьевой воды. В зависимости от объема потребления тарифы на воду для казахстанцев останутся прежними или повысятся на 20%, 50% и 100%. Хочется верить, что более дорогая вода все же станет когда-то для нас питьевой…
Тамара САЛИМОВА.