Помощи много не бывает

Члены каких семей обращаются к вам? С какими проблемами? Какую помощь вы оказываете?

С такими вопросами члены совета по вопросам семьи и социальной защите населения при областном филиале партии «AMANAT» обращались к руководителям центров поддержки семьи, уже созданным в некоторых районах области, и к заместителю руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Нургуль Бексултановой.

Следует отметить, что создание центров поддержки семьи во всех регионах Казахстана – поручение Президента РК, данное им после ознакомления с работой столичного центра поддержки семьи «Жанұя». Было это почти четыре года назад. Организация таких центров предусмотрена и Дорожной картой по исполнению предвыборной программы партии «Вместе с народом!» по Акмолинской области на 2023-2027 годы.

В 2022-2023 годах в области создано пять таких центров. Координирующий орган – областное управление координации занятости и социальных программ. Статус – коммунальные государственные учреждения, то есть средства на финансирование их деятельности поступают из местных бюджетов. До 2027 года планируется открытие таких центров во всех районах.

Нургуль Каратаевна информировала, что на обеспечение деятельности центров в прошлом году из областного бюджета выделено и освоено 70 млн тенге. При этом на содержание уже действующих выделено 83 889 тыс. тенге.

На запланированные к открытию в этом году два центра в Зерендинском районе и городе Кокшетау средства из областного бюджета пока не выделены. Подготовлены дополнительные бюджетные заявки на сумму 50 778 тыс. Они будут рассмотрены при уточнении бюджета.

Каждый из созданных центров размещается либо в здании районного акимата, либо в здании отдела занятости. Как правило, все пятеро сотрудников (в Шортандинском районе их четверо, в г. Косшы – 6) размещаются в одном кабинете.

Естественно, возникает вопрос: если одновременно обратятся несколько человек, то как работать двум психологам, юристу, социальному работнику? Да и вообще работа психолога требует особой атмосферы и обстановки.

Даже школьные психологи (не говоря уже о частно практикующих) стараются создать их в своих кабинетах.

О направлениях работы центров и ее эффективности можно судить на примере деятельности КГУ «Центр по поддержке семьи» при отделе занятости и социальной поддержки населения г. Косшы.

Его руководитель Ардак Ельтаева в своем выступлении предоставила полную информацию.

«В прошлом году к нам обратилось 89 семей. Все они получили консультацию и помощь по сбору документов для подачи на АСП, получению медицинских услуг. Им оказана психологическая, юридическая помощь.

Также центром привлечены спонсоры для оказания  нотариальных услуг, приобретены продукты питания  первой необходимости (на сумму 108 000 тенге.) Детям, имеющим инвалидность по слуху, сделали ремонт комп-лектующих для слухового аппарата (на сумму 48 000 тг.). Спонсором куплена коляска за 15 000 тенге. Детям из 15 многодетных и неполных семей, а также детям с инвалидностью волонтеры из города Астаны доставили подарочные кульки со сладостями на Новый год. Более 45 семей получили продукты, мясо, одежду…»

Аналогичная картина и в остальных уже действующих центрах. Естественно, возникает вопрос: зачем создавать новую структуру, если… Спонсорская помощь оказывается через многочисленные общественные организации. АСП начали получать задолго до создания центров. Собрать документы для его оформления помогают специалисты управления, отделов занятости, ассистенты по АСП. Процедура очень несложная.

Аргумент «мы облегчаем работу государственных служащих» звучит не очень убедительно. Медицинское заключение дают доктора, документы на АСП проверяют, принимают специалисты отделов занятости… Тем более, что сейчас существует Цифровая карта семьи. Те, кому положены выплаты и пособия, – как «на ладони». Документирование осуществляют органы полиции.

Надо сказать, что сотрудники центров поддержки семьи сами ощущают некую неопределенность и размытость функций.

Ардак Жумадиловна очень четко очертила нуждающиеся в решении проблемные вопросы. Не прописаны единые квалификационные требования, функциональные обязанности сотрудников центров. Среднемесячная заработная плата специалиста составляет около 101 000 тенге. Отсюда и проблемы с кадрами.

Отсутствует доступ к информационным данным. Это порождает дублирование помощи одним и тем же бенефициарам от различных структур. Нет помещений для временного проживания женщин с детьми, пострадавшим от бытового насилия или семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. А они составляют немалую часть обратившихся.

Нет механизма осуществления постоянной прописки для нуждающихся граждан. Вернее, он есть. Но не все могут им воспользоваться.

И самая главная проблема: не определена целевая группа центров и их критерии.

Если в первые месяцы сотрудники центров сами искали семьи, нуждающиеся в консультативной помощи, то теперь люди приходят сами. Но, главным образом, за помощью материальной.

В принципе, очевидно, что акцентировать внимание нужно на семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Другое дело, что само это понятие тоже четких критериев не имеет.

В одном из НПА она определяется так: «Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное».

Как видим, перечень очень широк, но и он не исчерпывающ. Надо отметить, что государственная помощь этим категориям наших сограждан возрастает с каждым годом, возможностей для выхода из трудной жизненной ситуации становится все больше.

Другое дело, что не все могут ими воспользоваться в силу характера, образа жизни, финансовой, да и просто элементарной неграмотности. В отношении них справедливо: «Помощи много не бывает».

Внушить надежду, указать путь, взять за руку и повести в различные инстанции… Видимо, в этом и заключается предназначение центров поддержки и сопровождения семей. Пока они проходят этап становления. Задача государственных, партийных структур – помочь им в этом.

Читайте также