Знания для всех

Не секрет, что работа с особенными детьми требует особенного подхода. Для этого во всех организациях образования педагоги проходят специальные курсы, открываются кабинеты инклюзии – обеспечивается та самая безбарьерная среда, в которой должно быть комфортно всем. О перспективах и трудностях работы в этом направлении рассказала руководитель отдела научно-методического сопровождения инклюзивного образования методического центра Марина Дударева.

– Марина Александровна, работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, требует и актуальных знаний, и психологической подготовки.

– Число особенных детей из года в год растет, поэтому развитию инклюзивного образования уделяется большое внимание. Так, курсы повышения квалификации на бесплатной основе прошли 217 педагогов региона. Среди них – воспитатели детских садов, учителя общеобразовательных и специализированных школ, преподаватели колледжей.

Обучаются педагоги на базе национального центра повышения квалификации «Өрлеу», центра педагогического мастерства, национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования в г. Алматы. Слушатели курсов не только получают теоретические знания, но и пополняют копилку практических навыков работы с особенными детьми.

Хочется обратить внимание педагогов, что не все курсы равноценны. Важно, чтобы в итоге вы получили не просто сертификат ради сертификата, но и новые знания и методы, которые будете применять в дальнейшем. Много положительных откликов получаем от педагогов, прошедших курсы в центре развития специального и инклюзивного образования. Неделю слушатели на местах изучают теорию в онлайн-формате, а вторую неделю проходят практику в организациях образования Алматы. В прошлом году на нашу область было выделено 27 мест, их мы распределяем в зависимости от потребностей районов.

– Какие еще формы работы позволяют актуализировать знания педагогов специального образования?

– Методическая служба проводит семинары и вебинары, где педагоги могут получить ответы на актуальные вопросы: как правильно организовать обучение ребенка на дому? Какая документация регламентирует работу в таких случаях? Каковы функции службы психолого-педагогического сопровождения?

Большую роль играют и конференции разного направления. К примеру, на третьей межрегиональной научно-практической конференции с международным участием центральной темой стало профессиональное самоопределение обучающихся с учетом индивидуальных потребностей и возможностей в контексте непрерывного образования. Представители из Казахстана, России и Беларуси обсудили вопросы ранней профориентации и получения профессионального образования лицами с инвалидностью, говорили об аспектах трудовой подготовки учащихся спецшкол. Участники поделились опытом организации психолого-педагогических условий профориентирования детей с индивидуальными потребностями и возможностями, обучения рабочим профессиям и специальностям в колледжах.

Акмолинские педагоги ежегодно делятся с коллегами из других регионов опытом в конкурсе «Лучший педагог специального образования». Наши логопеды, дефектологи, учителя-предметники занимают призовые места, а их наработки внедряют в других школах.

И каждый раз после участия в конкурсе или семинаре мы просим слушателей поделиться полученными знаниями, рассказать о новых методиках коллегам. С одной стороны, это позволяет глубже проанализировать информацию, с другой – становится стимулом для других педагогов собрать порт-фолио, чтобы тоже принять участие в конкурсе. Ничто так не заряжает учителей, как успех коллег.

– Как Вы оцениваете уровень развития инклюзивного образования в регионе?

– С гордостью могу сказать, что по итогам мониторинговой проверки деятельности управления образования отмечен положительный опыт работы нашего координационного совета по инклюзивному образованию.

На семинаре республиканского уровня акмолинские педагоги рассказали о структуре совета, тематике заседаний, участии вузов, ведь научный аспект позволяет педагогам глубже изучить и понять потребности особенных детей, которые сидят за партами общеобразовательных и специальных школ, обучаются на дому…

Почти десять лет совет, во главе которого стоит кандидат политических наук Марат Ибраев, помогает решать вопросы, возникающие в этой непростой сфере. К примеру, по итогам одного из заседаний в 2017 году было принято решение внедрить элективный курс по инклюзивному образованию в процесс подготовки педкадров на уровне колледжей. Теперь воспитатели и учителя-предметники, получая среднее специальное образование, постигают азы работы с особенными детьми. В ближайшее время должны решиться вопросы о педагогах-ассистентах в детских садах и индивидуальных помощниках для студентов колледжей, у кого не нарушено мышление, но есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Эти меры сделают образование более доступным на всех уровнях.

К слову, большим шагом вперед стало открытие в общеобразовательных школах кабинетов поддержки инклюзии. До 2025 года планируется открытие 103 кабинетов, на сегодняшний день работают уже 46. В их оснащении принимали участие не только госорганы, но и фонды «Дара» и «Болашақ».

– С такими помощниками, кажется, любая проблема должна быть по плечу…

– Нельзя сказать, что мы решаем все проблемы легко и успешно. В регионе более 12 тысяч детей с особыми образовательными потребностями, более шести тысяч из них нуждаются в занятиях с логопедом. Можно сказать, что в этом направлении спрос значительно превышает предложение, логопедов не хватает. И желающих получить эту востребованную специальность совсем немного.

Причин тому несколько. Ближайшие вузы, где готовят специалистов-дефектологов, расположены в Петропавловске, Павлодаре и Караганде. Чтобы обеспечить школы кадрами, область предоставляет гранты. Но наши абитуриенты даже на таких условиях не очень охотно едут учиться в другие города. Сейчас большую поддержку нам оказывает Кокшетауский высший казахский педагогический колледж им. Ж. Мусина, где теперь готовят логопедов для дошкольных учреждений. В перспективе выпускники колледжа, убедившись в выбранной профессии, смогут получить высшее образование в любом вузе, чтобы работать в школах и спец-центрах.

Еще один аспект: не все готовы в будущем работать с особенными детьми. Кто-то, столкнувшись с ними на практике, уже после первого курса переводится на другую специальность, и даже грант акима области таких студентов не удержит. Есть проблемы и с созданием безбарьерной среды, и с методическим обеспечением… Но вопрос кадров, на мой взгляд, один из самых значимых.

Мы охотно работаем со всеми организациями образования, разъясняем нормативно-правовые акты в сфере инклюзивного образования, даем методические рекомендации, как выстроить работу в школе, если там появился особенный ребенок. Я работаю в этом направлении с 2016 года и могу с уверенностью сказать: сдвиги есть, и немалые…

* * *

Пока готовился материал, в редакцию поступила еще одна хорошая новость. В 2024 году в регионе продолжится реализация Дорожной карты по развитию системы образования, подписанной акимом области и министром просвещения. Особенно радует, что в областном центре планируется открытие двух детских садов для детей с особыми образовательными потребностями в микрорайонах Коктем и Сарыарка. Также будет реализован комплекс мероприятий по синхронизации работы дошкольных организаций и начальной школы, при этом особый акцент будет сделан на создании индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

Читайте также