В 9 километрах от села Заозерное района Биржан сал располагается одно из крупнейших предприятий региона – ТОО «Кокше-Цемент», специализирующееся на производстве цемента. Корреспонденты «Акмолинской правды» побывали на современном заводе, где ознакомились с производственным процессом, узнали о проблемах сотрудников и о том, как их решает руководство предприятия.
Цементный завод был построен за счет частных инвестиций и введен в эксплуатацию в 2017 году. Он появился благодаря Коксорскому месторождению, где с 2006 года идет добыча известняка и аргиллита. Также здесь открыт второй карьер – месторождение кварцевых песков. Проектная мощность предприятия – 2 млн тонн цемента в год. С декабря прошлого года к трудовым обязанностям на инновационном заводе приступил новый директор Булат Оспанов. До назначения специалист шесть лет трудился на предприятии начальником отдела охраны окружающей среды. Руководитель утверждает: продукция без примесей и добавок зарекомендовала себя с хорошей стороны на казахстанском рынке.
Из чего делают цемент
Горный мастер Павел Любченко рассказал, что производственный процесс начинается с Коксорского месторождения: «Основными компонентами в качестве сырья для производства цемента служат известняк и аргиллит. Доказанные запасы на этом месторождении – 150 млн тонн известняка, которого хватит на 75-80 лет, и 15 млн тонн аргиллита. Добыча на участке производится первоначальным рыхлением буровзрывным способом подрядной организацией «Кокшебур».
Сердцем завода здесь называют цех по производству клинкера, из которого делается цемент. Технический директор ТОО Виктор Новиков рассказал о технологии производства.
– Вращающаяся печь имеет длину 62 метра и 5,25 метра в диаметре, производительность – 5 тыс. 500 тонн клинкера в сутки. Сырьевая мука поступает в пятиступенчатый циклонный теплообменник с редактором декарбонизатором, в котором происходят первичные процессы: сушка, разогрев и декарбонизация сырьевой муки. После прохождения теплообменника разогретая сырьевая мука поступает во вращающуюся печь, где и происходит процесс образования клинкера, температура во вращающейся печи может достигать 1 450-1 500 градусов по Цельсию, – поясняет специалист.
Начальник производственно-технического отдела Сабит Мажитов отслеживает автоматизированный процесс производства – от дробилки до упаковки на экранах мониторов. Качество цемента ежечасно проверяют специалисты в спецлаборатории.
А затем цемент в биг-бегах по 1 000 кг по железной дороге отправляется в Астану и другие города Казахстана.
О расходах и доходах
Как рассказал «Акмолинской правде» директор ТОО «Кокше-цемент» Булат Оспанов, новый год для предприятия начался с неприятных новостей: в социальных сетях появилась информация, которая, по мнению руководителя, подрывает деловую репутацию предприятия и отношения с партнерами. Руководитель признает часть проблем, указанных в видеоролике, но, по его словам, это текущие вопросы, и они постепенно решаются…
– Пока мы не вышли на проектную мощность 2 млн тонн цемента. В прошлом году выпустили всего 281 тысячу тонн клинкера, 10,7 тысячи тонн продали в качестве цемента на 5 млрд тенге. При этом затраты предприятия составили 8 млрд тенге, из них 2,5 млрд – на оплату труда сотрудников, – рассказывает Булат Оспанов. – Тем не менее в конце 2021 года смогли выплатить работникам так называемую 13-ю зарплату, в мае 2022 года подняли заработную плату рабочим на 30%, в прошлом году еще на 30%. Стараемся платить достойно и без задолженностей. Сейчас средняя заработная плата за 15 вахтовых дней составляет около 200 тысяч тенге.
Почему завод не может выйти на проектную мощность, Булат Оспанов тоже подробно объяснил:
– К сожалению, сегодня мы не выполняем проектный показатель в 2 млн тонн: все технологические процессы проходят на оборудовании производства Дании. Во время пандемии мы не могли его ремонтировать, а сейчас нарушены логистические связи по доставке нового оборудования и запасных частей к нему. Это сказывается на производстве нашей основной продукции. Все это повлияло на социальное обеспечение и зарплату рабочих. Мы разработали программу мероприятий, постепенно их решаем. Сейчас наши главные задачи – отремонтировать цех по производству клинкера и повысить производительность труда. Но завод не простаивает, люди обеспечены работой. Мы работаем со многими партнерами: приобретаем гипс из Жамбылской области, уголь из Ерейментау, железосодержащую руду из села Енбек. Строительный сезон еще не начался, но рынок стал оживать, на этот год заключили договоры с пятью крупными столичными предприятиями…
Для комфорта сотрудников
Как рассказал директор завода, несмотря на то, что предприятие работает круглосуточно в две смены, здесь остро стоит вопрос нехватки квалифицированных рабочих кадров: по штату должны числиться 720 сотрудников, а фактически работают 530. При этом многие работают здесь более 10 лет. Десятки жителей близлежащих сел Заозерное, Донское, Кенащи, Краснофлотское трудятся в ТОО со времени строительства завода. К примеру, из села Заозерное работают 40 жителей. Все прибывающие на вахту 220 человек обеспечены жильем и трехразовым питанием в рабочей столовой, каждый день для них выпекается свежий хлеб. «У нас есть овощехранилище, стараемся разнообразить меню согласно требуемой калорийности, – отмечает руководитель предприятия. – Спецодежду для рабочих шьет одна из швейных компаний нашего холдинга. На днях выделим 3 млн тенге на новые постельные принадлежности. Планируем приобрести промышленную стиральную машину».
Большой вклад вносит предприятие и в жизнедеятельность подшефного села Заозерное. Четыре раза в неделю сюда подвозят воду, по необходимости откачивают сточные воды. Предприятие берет на себя очистку и содержание дорог к селам Кенащи и Донское во время обильных снегопадов, вывозит мусор, содержит полигон ТБО, пожарная машина ТОО обслуживает село в случае чрезвычайных ситуаций. А еще помогают школе, дарят подарки детям на новогодние праздники, заботятся о пожилых одиноких людях…
Важную роль в этой работе играет автотранспортный цех предприятия. Здесь 98 единиц техники – тяжелая, карьерная, коммунальная, спецтехника. Имеется свое отделение железной дороги, тепловоз, вагонный парк. Рабочих, по словам директора предприятия, возят из Кокшетау и обратно, заезжая в Щучинск. Имеется отдельный автобус, который везет людей на вахту. Сейчас решается вопрос о приобретении еще одного автобуса. В штате автотранспортного цеха трудятся 135 человек, но и здесь дефицит кадров ощущается остро. Открыты 26 вакансий для вахтовиков: не хватает квалифицированных специалистов – бульдозеристов, экскаваторщиков, машинистов погрузчиков, а также узких специалистов: слесарей-мотористов, электриков, сварщиков.
– Зарплаты у нас пока невысокие. Однако мы надеемся, что поэтапное решение проблем и выход на проектную мощность помогут справиться и с этими трудностями, – отметил Булат Оспанов.
район Биржан сал.
Фото автора