«С праздником, с Рождеством Христовым, мы вам кутью на вечерю принесли».
Это же сколько лет (да что там лет – десятилетий!) прошло с тех пор, когда я впервые сама стояла на пороге дома моей бабушки, с узелком в руках. В нем – угощение. Конечно, не совсем тогда понимала, почему кутья и почему нести ее надо было только после того, как звезды на небе появятся. Но помню, что было очень трогательно и… вкусно.
Через годы с теми же словами шли мои дети к своим старшим родственникам. Только уже не с узелком, а с красивыми пакетами. Но кутья в нем была непременно. Отсидев положенное для приличия время, убегали с друзьями к знакомым и незнакомым соседям, стучали в дверь с незатейливыми колядками.
«Дай Бог господам, господиновым женам. Богато живите и нас одарите. А кто нас одарит, тот богаче станет».
«Открывайте сундучки, доставайте пятачки».
«Коляда, коляда, накануне Рождества! Тетенька добренька, пирожка-то сдобненька не режь, не ломай, поскорее подавай».
«Сеем, веем, повеваем, с Рождеством вас поздравляем! Вы Христа прославляйте, угощенья нам давайте!».
К слову: гостила у родственников в Германии и перед праздником на столе увидела пакетики со сладостями. Объяснили: «Дети будут с поздравлениями ходить, надо угощать». Это я к тому, что не корысти ради, а традиций для ходят от двери к двери дети.
Во многих странах мира в преддверии Рождества на разных языках звучат простые, безыскусные, но такие милые и трогательные колядки. Есть несколько версий, откуда взялось слово «коляда». По одной из них, это заимствование из латыни. Сходным словом «календы» римляне называли первые дни каждого месяца. По другой версии, древнейшее значение слова «коляда» – «подарки, подаяния, собираемые духовенством» – то, что прихожане жертвовали духовенству на пропитание.
Видимо, действительно в глубокой древности колядование было языческим обычаем. Но какими бы ни были его корни, в христианской культуре он обрел новое осмысление и содержание.
Колядка вчера и сегодня – это радость от чудесного события: Рождения Христа. Когда действительно душа поет. Когда бесхитростными, далекими от поэтического совершенства, но такими искренними, восторженными словами излагается чудесная история появления на свет Спасителя и связанные с этим ожидания людей.
«Ночь тиха над Палестиной, спит усталая земля. Горы, рощи и долины скрыла все ночная мгла. В Вифлееме утомленном все погасли огоньки, только в поле отдаленном не дремали пастухи».
«Пастыри в пещеру первые пришли. И младенца Бога с Матерью нашли. Стояли, молились, Христу поклонились – Христово Рождество!».
«Ночь тиха, ночь свята, в небе свет, красота. Божий Сын пеленами повит, в Вифлеемском вертепе лежит».
«Христос родился, Бог воплотился, ангелы поют, славу воздают. Пастухи играют, Пастыря встречают, чудо, чудо возвещают».
«Во Вифлееме, во Вифлееме радость наступила! Чистая Дева, чистая Дева, Сына породила! Тихо колыбельную над яслями пела. И качала ласково Своего Творца. Первая в глаза Его кротко посмотрела, Первая увидела свет Его лица. Первые слова Его в сердце Ты слагала и улыбку первую видела Его. С Ним от злобы Ирода в дальний край бежала. Умоли о грешных нас Сына Своего! Ты Дитя Небесное к сердцу прижимала. Перед Ним единая Ты, как снег, чиста. В Вифлееме Господа в яслях пеленала. На Голгофе встала Ты у Его креста».
В тихий рождественский вечер зажгутся свечи во многих домах казахстанцев, все мы услышим жизнеутверждающий, зло изгоняющий колокольный звон, подумаем о вечном и непреходящем. И так хочется услышать у дверей: «С праздником! С Рождеством Христовым! Мы вам кутью принесли».