Тот самый миг…

О безвременно ушедшем Владиславе Холине сложно говорить в прошедшем времени. Его фамилия – знак качества любой фотографии, будь то лирический пейзаж или рабочий портрет. В архиве Владислава Михайловича – бессчетное число снимков, запечатлевших выдающихся людей родного края, заповедные уголки Синегорья… Из таких моментов и складывается непростая творческая жизнь фотокорреспондента. Автору посчастливилось беседовать с мэтром в 2019 году, накануне его 83-летия, когда он делился историями из жизни и творческими планами. Увы, не все идеи удалось осуществить…

«Активный, позитивный, оптимист… Уже с больным сердцем, после шунтирования мог идти или ехать многие километры за фотографией. Интервью давать не любил, а вот когда писали про выставки, был доволен. Человек счастливый, потому что фотография – его жизнь. Любил жизнь, людей, природу. Снимал каждое мгновение, когда видел что-то интересное. Издал немало книг.

Мастер фотоэтюдов, отличный портретист. Столько тружеников прославил, простых людей нашего региона. Его фото есть в архивах и в альбомах у многих жителей области, известных и простых», – вспоминает ветеран журналистики Валентина Теплякова.

С теплотой отзывается о работе с Владиславом Михайловичем и ветеран труда, журналист Александра Мякота: «Он профи высшего класса. Его еще в «Правде» печатали… Хорошо помню, туда и мой портрет попал. Как я, молоденькая, беру интервью у Героя Соцтруда. Он не просто прославил многих тружеников, он показал их людьми, с характером, с душой. Труженик был и талант… до последнего снимал».

Сложно представить, что Владислав Михайлович, чьи снимки служат образцом для любого фотографа, мог бы стать… агролесомелиоратором. Детство Владислава Холина пришлось на тяжелое военное время. Мальчишки ранним утром уходили пасти бычков, возвращались затемно, голодные и уставшие. Зимой любимым развлечением было катание на коньках. В школе будущий фотохудожник увлекся рисованием, ходил в изокружок. Попасть туда было сложно: из 70–80 желающих отбирали несколько человек, которые рисовали стенгазету.

Увлечение фотоделом пришло позже, в пятидесятых. «Смена», «Киев», «Зенит»… Через руки мастера прошло немало фотоаппаратов. На вопрос: «Какой снимает лучше?», он с улыбкой ответил: «Тот, что в руках мастера. Шедевр можно снять и на китайскую «мыльницу», и на сотовый телефон средней руки. Снимает не фотоаппарат, снимает человек. Сейчас фотографы покупают хорошую оптику и считают, что только от этого зависит качество снимков. Секрет хорошей фотографии вовсе не в этом. Надо постоянно над собой работать. Я снимаю всю жизнь и всегда учусь, постоянно открываю в профессии новые грани. Не хвастаюсь, но никогда не давал брака, несмотря на то, что всегда делал немного кадров».

Даже в армии Владислав Холин не расставался с кистью и красками, занимался оформительскими работами. После службы вернулся на родину, стал работать на мехзаводе, оформлял клуб. Карьера фотожурналиста для Владислава Михайловича началась, когда его взяли в газету «Кокчетавская правда» художником-ретушером.

«Ребята меня поднатаскали, и я уже мог вместо валенок на фото туфли нарисовать. Потом стал фотокорреспондентом. Пока работал, была одна мечта – выспаться. Газета выходила пять раз в неделю, нужно было закрывать первую и третью полосы, где располагались самые важные материалы.

Ездил по всей области, на попутках и перекладных, в любое время года, несмотря на погодные условия. Бывало, стоишь в метель, прислонишься к какому-нибудь столбу, ждешь попутку… Потом трясешься по кочкам, пока до места доберешься. Забываешь обо всем, потому что нужно сделать фото, проявить, отпечатать, отписаться… Неважно, в каком районе был, снимки должны быть готовы к утру. За месяц выходило в газете от 80 до 120 моих снимков…» – вспоминал мэтр.

Более сорока лет отдал Владислав Михайлович работе в «Степном маяке», сотрудничал с центральными газетами «Известия», «Правда», «Сельская новь». По его словам, фотокорреспондент должен владеть основами всех профессий, чтобы правильно снимать людей труда. Каждое фото должно в первую очередь показывать характер человека. Перед его объективом нередко представали звезды – Константин Райкин, Лев Лещенко, Бибигуль Тулегенова… Приходилось сопровождать в поездках Леонида Брежнева, Динмухамеда Кунаева, о которых фотокор отзывался коротко: «Это очень умные и грамотные политики». Но сложнее всего, считал Владислав Михайлович, было снимать врачей и учителей…

Фотокоры казахстанских газет всегда дружили, если не в лицо, то по фамилии друг друга знали точно. А имя Владислава Холина известно далеко за пределами бывшего СССР. Член Союза журналистов СССР, Почетный журналист и отличник СМИ Казахстана, обладатель «Золотого пера», он неоднократно становился победителем республиканских и международных профессиональных конкурсов.

– Если ничего не делаешь, начинаешь думать о возрасте, появляются болезни. От этого есть отличное лекарство: берешь фотоаппарат в руки и забываешь о возрасте и недугах. Есть только миг, который нужно запечатлеть. Бывает, поймал фотограф удачный кадр и очень этим гордится. У меня другой принцип: я должен всегда делать только хорошие снимки. А для этого все средства подойдут. Иногда приходилось несколько часов ждать, чтобы было фактурное небо или нужный свет. Но это – не потеря времени, это часть творческого процесса, итог которого один – неизменно хорошие, «живые» снимки, – уверен Владислав Михайлович.

Поэтому еще совсем недавно в любую погоду на улицах Кокшетау можно было встретить пожилого мужчину с фотоаппаратом. Зимой он бережно кутал аппарат, летом прятал под курткой от дождя… И всегда был готов сделать кадр – тот самый, что схватит самую суть, тот самый миг…

Таким он и останется в нашей памяти…

Читайте также