Дороги, которые мы разбиваем

Недавно жители Зерендинского района перекрыли дорогу, идущую через поселок Гранитный. К этой мере их вынудили многочисленные коммунальные проблемы.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения людей, стали большегрузные машины, везущие по разбитой напрочь дороге щебень с близлежащего карьера. Шум, пыль, выхлопы моторов явно перегруженных автомобилей…

«Обращались во все инстанции» – это как раз об этой ситуации. Но и «проблему решить очень сложно» – тоже об этом.

Депутаты областного маслихата направили обращение жителей в региональный филиал партии «AMANAT», потому что хорошо понимают, что для решения этой, как, собственно, и многих иных проблем, нужны консолидированные усилия. Причем не только на местном, но и на республиканском уровне. У депутатской фракции партии в Мажилисе Парламента РК возможности для этого немалые.

А у местных исполнительных органов власти часто руки связаны, решить проблему при существующих нормах и правилах невозможно.

Рассматриваемый на совместном заседании комиссии партийного контроля и совета по противодействию коррупции при Акмолинском региональном филиале партии «AMANAT» вопрос соблюдения транспортными средствами допустимых осевых нагрузок – одно из подтверждений этому.

Не только жители Гранитного, но все живущие по пути следования большегрузных машин задыхаются от пыли и гари. Между количеством нагруженного в кузов щебня и состоянием дорог, качеством воздуха, уровнем шума – связь очевидная: «Чем больше, тем хуже…»

То, что многотонные грузовые автомобили нагружены «под завязку», а чаще перегружены свыше допустимых норм, видно и слышно всем. Но при этом…

– Доказать это часто не представляется возможным, – говорит и.о. руководителя областной инспекции транспортного контроля Абзал Сапыбеков. И приводит аргументы. Увы, убедительные.

Две патрульные машины у работников управления появились совсем недавно. Кажется, вот сейчас и работа начнется. Но, увы. На пути этих автомобилей большегрузы с щебенкой не встречаются. Вряд ли работу приостанавливают, просто объезжают. По полевым дорогам, особенно в летний период, сделать это совсем не проблема.

Как узнают о маршруте патрульной машины? При современных средствах связи и навигации – тоже не проблема. Более того, Абзал Сапыбеков озвучил версию, на первый взгляд, конспирологическую, но вполне достоверную.

Очень может быть, что действительно по утрам стоит у гаража неприметный автомобиль, нанятый в складчину перевозчиками. Патрульная машина выезжает – следует за ней какое-то время. Водитель оповещает в группе Ватсап: «Движутся по направлению…»

Но если и остановили груженый под завязку КамАЗ, то все только начинается. «Вы превышаете полномочия», «Докажите, что машина перегружена». А как доказать, если практически все пять электронных весов на выезде из поселков, расположенных неподалеку от карьеров в пристоличной зоне, не работают? И находятся они в ведомстве подразделений нацкомпании «КазАвтоЖол», а не транспортной инспекции.

И такой вариант возможен: «Да я только водитель, с хозяином КамАЗа разбирайтесь». Садится в такси и уезжает. А хозяин в это время может быть за пределами не только области, но и страны.

И стоит патрульная машина, «караулит» оставленный на дороге большегруз. А если отъехали, то появляется водитель, в ближайшей точке разгружается: «Какой щебень? Не было ничего».

Сейчас управлением закупаются колодки-блокираторы. Если их установят на автомобиль, то уже водитель, хозяин будет разыскивать сотрудников управления. Но мы знаем, что с нашей системой госзакупок дело это не быстрое.

И даже при этом. В сравнении с получаемой прибылью размер штрафа мизерен. А уж в сравнении с миллиардами, которые государство вкладывает в строительство и ремонт дорог…

Вот такая «картина маслом» получается. Дороги строятся за государственный, то есть наш с вами счет. Разбивают их в значительной мере большегрузы, принадлежащие частным лицам, возят на них щебень (и не только его) с карьеров, работы на которых ведут частные компании. А когда дорогу разобьют вконец, то вообще «взятки гладки».

Потому что ответственности за нарушения (в том числе за перегруз) подлежат большегрузы, проезжающие по дорогам с асфальтовым покрытием. А в том же Гранитном от асфальтового покрытия и следа давно не осталось. Во многом как раз из-за этих КамАЗов, едущих с карьера.

Так что, определяя приоритетность строительства дорог, надо еще и ответить на вопрос:  а не поедут ли по ним перегруженные КамАЗы? Точнее, что делать, чтобы если и ехали, то с соблюдением норм?

– Ситуацию кардинально не исправить, если не повысить ответственность недропользователей, – таков один из выводов, сделанных на заседании комиссии.

Сейчас в договорах с ними пункта о штрафах в случае перегруза нет. Но загружаются автомобили именно на карьерах. Обязать хозяина за свой счет весы приобрести, поддерживать их в рабочем состоянии. Тогда и общественный контроль мог бы подключиться.

Думается, если подобные инициативы будут исходить и из маслихатов, и из региональных филиалов партии парламентского большинства, то быстрее они воплотятся в законы и правила.

Читайте также