«Мы – не прокуроры. Наказывать кого-то, выносить предписания – не наша прерогатива. Наша задача – анализировать, докопаться до первопричин системных проблем, в рамках депутатских полномочий содействовать их решению».
Этот тезис из вступительного слова председателя постоянной комиссии по вопросам экономики и бюджета Марата Койшибаева очень точно определяет характер деятельности нынешнего состава областного маслихата.
Подтверждением этому стало заседание постоянной комиссии, где на повестке дня стоял вопрос животрепещущий «О жилищном строительстве, арендном и кредитном жилье, строительстве объектов социальной сферы, объектов в рамках нацпроекта «Комфортная школа», об обеспеченности населенных пунктов градостроительными проектами».
– Средства выделены в полном объеме, проблема с застройщиками, – такой вывод следует из информации руководителя областного управления строительства Марата Аубакирова и ответственных лиц из районов, принявших участие в заседании посредством видеосвязи.
Что касается выделяемых средств, планов, объектов, к строительству которых уже приступили, то их действительно громадье.
В рамках модернизации сельского здравоохранения запланировано строительство 38 объектов первичной медико-санитарной помощи в 14 регионах области. В том числе: 21 фельдшерско-акушерский пункт (всего 5 млрд тенге), 14 врачебных амбулаторий (5,1 млрд тенге), 3 медицинских пункта (0,5 млрд тенге).
В рамках национального проекта «Комфортная школа» по области на 2023-2025 годы запланировано строительство 18 школ на 22 600 ученических мест.
В социальной сфере ведется строительство 51 объекта, выделено 24,5 млрд тенге (республиканский бюджет – 9,1 млрд тенге, областной – 15,4 млрд тенге); 23 объекта образования (14 школ на 5 612 мест, 5 детских садов на 1 286 мест, 4 общежития на 1 200 мест).
В текущем году на жилищное строительство направлено 12,9 млрд тенге, в том числе в рамках новой концепции развития жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2026 года из республиканского бюджета выделено 2,5 млрд тенге на приобретение 263 жилищ для социально уязвимых слоев населения.
И перечень этот далеко не полный. Следующие данные – еще один повод для выводов. В период с 2021 по 2022 годы проведена корректировка 89 проектов с удорожанием на 22,3 млрд тенге, или 37% (общая стоимость проектов до корректировки – 60 млрд тенге, после – 82,3 млрд тенге). В социальной сфере проведена корректировка 37 проектов. Стоимость проектов до корректировки – 37 млрд тенге, после – 50,4 млрд тенге, удорожание на 13,4 млрд тенге – на 27%.
В сфере жилищного строительства проведена корректировка 52 проектов, с 23 млрд тенге до 31,9 млрд тенге, удорожание на 8,9 млрд – 39%.
То есть стоимость всех этих объектов выросла в среднем на треть. Причины, конечно, разные. Не все и не всегда зависит от МИО, застройщиков. На стремительно выросшие цены на стройматериалы повлиять ни те, ни другие не могут.
Но если бы не приходилось в некоторых случаях менять некачественно составленные ПСД, если бы ставшее нарицательным «недобросовестный подрядчик» звучало реже, если бы заказчик контролировал процесс строительства не только на стадии его сдачи, а почаще и построже, если бы стройматериалы закупались своевременно… Этот перечень «если бы», к сожалению, тоже можно продолжить. И это как раз те причины удорожания строительства, устранить которые сложно, но можно и нужно.
«В Целиноградском районе два года подряд не вводятся 11 домов на 345 квартир (10 кредитных, 1 арендный). Аналогичная ситуация в Кокшетау: в прошедшем году по городу был запланирован ввод 10 домов на 616 квартир (арендных – 4, кредитных – 6). По итогам года ни один объект не сдан в эксплуатацию. На протяжении последних лет в городе Кокшетау регулярно наблюдается срыв сроков», – информировал Марат Сакенович.
В Целиноградском районе, где очередь на получение жилья больше, чем в областном центре, расторгнуты договоры с подрядчиками, выигравшими тендер на строительство четырех домов. Ждут судебного решения, поставят в реестр недобросовестных поставщиков государственных услуг, потом – новый конкурс. Дело это не быстрое. Насколько за этот период цены вырастут, сказать сложно. Но вырастут… А значит, опять ПСД менять в сторону увеличения.
– На юге наших строителей нет, – эта фраза Марата Аубакирова среди людей, знающих о проблемах с подрядчиками – гастролерами, имеет шанс стать крылатой.
– Деньги получили, уехали, телефон отключили, найти не можем. Недоделки устранять некому, – подобные объяснения мы слышим не только в отношении так и не введенного в эксплуатацию спорт-комплекса в с. Койгельды Аршалынского района.
Вопрос: «А почему, собственно, подрядчик деньги получил?» Ответы разные. Чаще всего звучит: «Надо было деньги освоить». Прозвучавший на заседании вывод такой: проекты должны быть преходящими, деньги выдаваться по мере освоенного территориями объема. Принятие узаконивающих это НПА – в полномочиях депутатского корпуса.
Еще один относительно новый, но грозящий перерасти в проблему момент. В соответствии с новыми подходами к жилищной политике, приоритет отдается не арендным (без права выкупа), а кредитным домам. Кредит Отбасы банка под очень небольшой процент, часть стоимости жилья компенсируется за счет бюджета. Но…
– Все очередники хотят арендное жилье, – констатирует Марат Сакенович. И это при том, что стоимость квартир в кредитных домах даже ниже их себестоимости. 180 000 за кв метр считается дорого. В Кокшетау – 170 000 в чистовой отделке. В Балкашино, Щучинске – 110-120 тыс. тенге. По факту мы строим за 240 000-260 000 тенге. Акимы говорят: нет людей, которые могут купить.
Переводить эти дома в статус арендных – нагрузка на бюджет колоссальная. Выход надо искать уже сейчас.