Начало XX века явило миру плеяду интеллектуальной казахской элиты, своего рода казахский Ренессанс поколения мыслителей в переломный период истории, когда ярко проявилось их стремление выразить национальную идентичность. «Взлетом национального казахского Духа» называют алашское движение.
Мы забываем об этимологии слова «аристократия», которое означает «власть лучших». Деятели партии «Алаш» – подлинные аристократы Духа, признанные тюркским миром, мечтавшие создать государство, которое будет ценить свой народ и радеть за него.
Масштаб личностей лидеров и поныне неоценим: силой своего интеллекта и политической интуиции Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов предопределяли варианты развития и прогресса казахского общества, однако «большой террор» оборвал не только их планы, но и сами жизни.
Сам термин «алаш» является как бы общим именем и образом древнейших казахских родов и древнейшего образования казахского государства. И в этом смысле слово «алаш» – выразительный образный синоним этнонима «казах». «Другу я скажу, что я – казах, чтобы он уверен был в друзьях, а врагу скажу, что я – казах, пусть остерегается мой враг!» Собственно, Алаш Ордой принято называть правительство Алашской автономии, избранное в декабре 1917 года на Всеказахском съезде в Оренбурге. Главной задачей лидеры считали защиту Казахстана от смуты и анархии, царивших тогда в России, а целью – самоуправление народа, воплощение его права вершить свою судьбу и историю… Ключевую роль отводили развитию казахской культуры, языка, образования и просвещения масс.
Трагичные, но благородные, направленные на служение казахскому народу, судьбы Жумагали Тлеулина, Мыржакыпа Дулатова, Жусупбека Аймаутова, Мухамеджана Тынышпаева, Санжара Асфандиярова, Султанмахмута Торайгырова, Кошмухаммеда Кеменгерова, братьев Досмухаммедовых, Сакена Сейфуллина, Ильяса Джансугурова, Беимбета Майлина, Магжана Жумабаева служат напоминанием: свободу и независимость в трудные времена истории отстаивают даром убеждения, силой собственного духовного «я», преданностью делу защиты народа. Благодаря этим личностям, деятелям драматичной эпохи и оценивается масштаб вклада казахов в сокровищницу мировой культуры. Что знаем мы о них сегодня?
В 1925 году в Москве выходит первый казахско-русский словарь под редакцией Кошмухаммеда Кеменгерова – только один труд уже позволял оставить имя этого человека в истории. А ведь он изучал медицину в Омском медицинском институте, словесность в аспирантуре Ташкентского университета, блестяще переводил Пушкина, писал замечательную пьесу «Алтын сакина» для первого казахского театра в Кызылорде.
Самое активное участие в разработке документов партии «Алаш» принимал Мыржакып Дулатов – тех самых программ, в которых представлены принципы правового государства на основе демократии. Именно Дулатов резко выступал против перевода казахского алфавита с арабской графики на латиницу, считая эту реформу причиной разрыва связей казахского народа с письменной историей. Поэт остро чувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять право народа на свою культурную и языковую идентичность. Даже перед судом этот человек не склонил головы, заявив в последнем слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно истина восторжествует».
Тираж в 1 000 экземпляров конфискованной еще царской охранкой книги стихов Мыржакыпа Дулатова «Ояң, қазақ!» его близкий друг, наш земляк Жумагали Тлеулин спрятал и сохранил у себя дома. Окончив в 1913-м году Омское военно-медицинское училище, работая врачом, Дулатов пишет страстную и пламенную публицистику, близко сходится с Магжаном Жумабаевым, активно печатается в журнале «Айкап» и газете «Казах».
Газета «Казах», ставшая органом общенационального масштаба, стала издаваться в 1913-м. Крайне удачным оказался выбор редактора – Ахмета Байтурсынова, блестящего публициста, непревзойденного знатока и переводчика русской классики. Велика была просветительская миссия печатного органа «Алаш Орды», распространявшего гуманистические освободительные идеи, смело критиковавшего действия царской администрации в Степи. Мухтар Ауэзов писал: «Байтурсынов был нашим поводырем. Свежи в памяти назидания, рожденные его пером запоминающиеся образы. Провозглашенные им в эпоху царизма лозунги против колониального насилия, заложенные в умы высокие идеи, как детские впечатления, навсегда останутся в сердце». Именно этот человек является основателем казахского языкознания, ярким лингвистом, выдающимся тюркологом, смелым реформатором, автором первого казахского букваря, учебников по литературоведению, первым профессором Казахского университета.
Самое принципиальное в политическом наследии партии «Алаш» – это идея национально-государственного самоопределения, выношенная демократической интеллигенцией, отдавшей все силы на ее претворение и, в конечном счете, поплатившейся за это жизнью.
Алихан Букейханов, председатель правительства «Алаш Орды», подчеркивал: «Мы – западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре, мы не смотрим на восток. Наши взоры устремлены на запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию. Мы пришли сюда с единственным желанием устроить порядок, необходимый для того, чтобы страна могла дойти до учредительного или национального собрания». Признание лидера «Алаш Орды» разрушает устоявшийся стереотип восприятия ее деятельности теми, кто рассматривает работу партии лишь в рамках восточной культуры и ментальности.
Исходя из позиции Букейханова, принципы этой поистине демократической казахской партии созвучны с современными принципами евразийства. Не только Восток, но и Запад. В этом – величие духовного наследия великих сынов народа, отдавших жизни за независимость и свободу.
Тема «Алаш Орды» долго оставалась запретной, несмотря на то, что многие деятели партии перешли на сторону советских властей, стремясь таким образом сохранить духовный потенциал нации, суметь в новых условиях отстаивать интересы народа, воплощать идеалы переустройства Степи, мечту о свободе и независимости казахской государственности.
Есенинские строки «с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий» как нельзя лучше подходят для оценки мировоззрения той эпохи. Самых выдающихся представителей национальной демократической интеллигенции в поворотный час истории власть привлекла к строительству основ социализма. Это спасло лишь на десятилетие, ибо «большой террор» не пощадил их жизни: «В час, когда устав от смутных дел, город спит, как зверь неутоленный, а в тюрьме выводят на расстрел самых лучших и непримиренных».
Политические традиции партии «Алаш» не должны быть преданы забвению. Дух и благородство лучших казахских сынов, опыт и философия их активной созидательной борьбы за национальное возрождение, стремление передать народу незыблемые человеческие права и свободы служат олицетворением честного, справедливого и бескорыстного служения во имя цивилизованного развития потомков.
Славу достойных сынов Отечества, служивших верой и правдой народу и государ-ству и подвергшихся в свое время гонениям властей, продолжили Каныш Сатпаев и Алькей Маргулан, Ермухан Бекмаханов, Жумабай Шаяхметов, Жумабек Ташенов, Мухтар Ауэзов, а позже – Мухтар Шаханов и Нурболат Масанов, Алтынбек Сарсенбаев и Заманбек Нуркадилов, чьи имена народ не забывает.
Нашему времени нужно новое мышление, адекватное демократическим переменам, а завоевать доверие простых людей могут лишь реальные изменения в обществе, а не их обещания. На наших глазах происходят бурные политические процессы, суть которых – восстановить равенство и справедливость, реалистичные непреходящие ценности. Не за это ли боролись лучшие сыны Казахстана…
Алия АХЕТОВА.