«У меня есть мечта. Я хотел бы играть на гитаре и подарить вам свою мелодию. Не правда ли, она прекрасна? Вы слышите голоса людей. Он прекрасен, мой город, наполненный самыми разными звуками. Вы слышите эти звуки? А я нет. Я слышу свою мелодию. Мелодию, которой нет. Вы знаете о том, что каждый девятый человек в мире страдает из-за проблем со слухом. Я – девятый. Я – здесь! Я существую!»
Трудно сдержать слезы, когда смотришь видеофильм, мастерски и с любовью сделанный преподавателями специальной школы-интерната № 4 г. Кокшетау для детей с особыми образовательными потребностями. На экране в зале кокшетауского Дворца культуры «Достар» – наш городской парк, центральные площади… Красивый паренек с гитарой в руках. Он перебирает струны и обращается к нам: «Услышьте меня!»
А в переполненном зале – красивые, живые, озорные дети, взволнованные родители, родственники, друзья, люди, работающие сегодня в этой школе и те, кто работал там когда-то.
«Ну как мы могли не прийти! Это же наши дети. Наш коллектив – одна семья!»
Да. Такой праздник, в который превратился десятый юбилейный отчетный концерт, могли устроить только люди, беззаветно преданные своему делу и детям, которым они так нужны.
Поражает грамотная режиссура, соединившая отдельные номера в цельный музыкально-хореографический спектакль. Директор школы Алтын Мустафинова говорит, что во многом это заслуга учителей коррекционной ритмики Жанар Казиевой и адаптированной физической культуры Даурена Хасенова.
Литературный монтаж «Кочевники» стал предтечей песен о Казахстане, в историю которого горькой и героической страницей навсегда вошла Великая Отечественная война. Как же трогательно дети исполнили жестовую песню «Отан Ана», танцы «Дети войны» и «Журавли». Жестовая песня «Не отнимайте солнце» – страстное обращение к взрослым, к тем, от кого зависят судьбы мира.
Казалось (а скорее всего, так и было) в разных номерах на сцену выходили все 123 ученика этой школы. И абсолютно все – раскованные, пластичные, увлеченные. Такими детей с нарушениями слуха и речи за время подготовки к концерту не сделаешь. Это результат высокопрофессиональной, систематической работы педагогического коллектива.
– Он же вообще не говорил, пока не начал учиться в этой школе, – поделилась мама одного из юных исполнителей.
Сын Татьяны Власюк учится в седьмом классе. Ему проще, чем многим однокашникам, слух снижался постепенно, начиная с пяти лет. По мере снижения слуха ухудшалась и речь: «Я обожаю эту школу. И сын тоже. Здесь он стал разговаривать гораздо лучше. Проблем в общении со здоровыми ровесниками нет. Он наравне со всеми. Хочет быть полицейским».
Наверное, стать полицейским хочет не только он. Надо было видеть гордые лица мальчишек, когда на сцене они исполняли песни о Казахстане вместе с вокальными группами областного департамента полиции. И пусть были слышны только голоса красивых, одетых в парадную форму стражей порядка, а мальчики пользовались жестовым языком, это был единый музыкальный коллектив.
– Что ребенок не слышит, поняли только когда сыну три года исполнилось. До этого была тревога, но врачи в районе успокаивали: «Все нормально». А здесь видим, что смотрит на экран телевизора, звук не включен, а он руками машет, смеется, – делится Тынымгуль Сабитова. – Мы к этому времени в Кокшетау переехали, повели к доктору Джумабаеву Абаю Хакимовичу. Он и сказал, что сынок не слышит вообще.
Сейчас парню 17 лет. Новые технологии – большие возможности. Первые звуки услышал, когда вживили чип. Специальные методики обучения, профессионализм учителей, любовь и забота членов семьи…
На просьбу показать сына Тынымгуль Сабитова отвечает: «Да он на сцене. Чуть ли не в каждом номере участвует. Высокий такой, красивый. В спортивный колледж поступать собирается».
О родителях особенных детей и разговор должен быть особым, отдельным. Каждый из них, очевидно, прошел этапы, о которых откровенно рассказала Тынымгуль: «Первая реакция: не может быть. За что? Почему? Слезы, истерики. Дальше мы замкнулись. Жили только своей семьей. Ни с кем не хотели общаться. А потом пришло понимание, что с этим недугом жить можно полноценно. Спасибо нашим учителям».
Сейчас в семье Сабитовых шестеро детей. Пятеро абсолютно здоровы. Слабослышащий сын – главный помощник, пример для младших братьев и сестер.
И как же трогательно и проникновенно звучал со сцены литературный монтаж «Мама». А знаменитое «Жди меня, и я вернусь» приобрело новый смысл. Признаюсь, впервые поняла, что обращено оно не только к тем, кто ждет любимых с войны. В наши мирные дни – к тем, кто верит в родного человека, не отчаялся, рук не опустил…
Выпускнику этой специальной, замечательной школы Арману Тлеуханову – 25 лет. Родом он из села Бирсуат Аршалынского района. Не слышит с рождения. Десять лет домой приезжал лишь на каникулы. Жил в интернате. Разговаривали с ним без сурдопереводчика, проблем не возникало. Сейчас ему 25 лет. Женат, работает, приобрел квартиру в ипотеку. Все у него хорошо. В школу заходит часто: «Я же здесь вырос, всему научился».
Звучавшее со сцены «Но здесь мой дом. Здесь я родился. Воды живой я здесь напился. Здесь слушал птиц я на рассвете…» посвящено не только родному очагу, но и школе, о которой многие выпускники могут сказать своим детям: «И здесь любовь свою я встретил».
На сцену поднимались победители республиканских спортивных состязаний, конкурса «Жулдызай».
– Наш девиз «От успеха в школе – к успеху в жизни» стал путеводной звездой для всех выпускников, – обращалась к участникам этого праздника талантов директор школы Алтын Мустафинова. – Мы стараемся, чтобы главным уроком для наших детей был урок доброты.
– В сердце моем наша семья, вы – это все, что есть у меня, – пели учителя. – Мы вместе!
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.