О зонах ответственности и синдроме выбитых окон

«Завершим при выделении средств», «Все, что ломается, ломаем мы сами», «Нужно понимать, где проходит раздел между зонами ответственности»…

Пожалуй, это ключевые фразы акима Кокшетау Бауржана Гайсы на прошедшем в РСК брифинге. И надо сказать, что всякий раз звучали они уместно и оправданно.

Повсеместное, не зависящее от городских властей повышение цен на все и вся (на стройматериалы особенно) не могло не внести свои коррективы в сроки сдачи многих объектов. Как и отдельные нормы законов и правил, принятые с благими намерениями.

«Чтобы получить водительское удостоверение категории D, претендент должен достигнуть 25-летнего возраста, при этом иметь стаж работы на автобусах малой вместимости 3 года (подкатегория D1), а также один год на грузовом транспорте (подкатегория С1)».

Очевидно, что цель этих новый требований – обеспечение безопасности пассажиров общественного транспорта. Но принявшие его ответственные лица, очевидно, не просчитали другую его сторону: колоссальный дефицит водителей автобусов, которых и до того не хватало. Отсюда сокращение количества автобусов на маршрутах. После 21 часа жителям областного центра приходится передвигаться либо пешком, либо на такси.

– Мы перевозками не занимаемся. Это – прерогатива частных компаний. Перевозки сейчас убыточны. Владельцы автобусных парков обращаются к нам за субсидиями. В бюджете таких денег нет, – разъяснял аким города. – Мы определяем маршрутную сеть. Проводим тендеры.

Говорил он о грядущем и неизбежном повышении тарифов с нынешних 80 до 100 тенге. Но вряд ли и это ситуацию кардинально изменит. Так что людям, возвращающимся домой вечером (даже не очень поздним) стоять на автобусных остановках не стоит.

Льготы для определенных категорий граждан сохранятся. Дети до 18 лет будут оплачивать половину стоимости проезда.

– В каждой жалобе на то, что в квартире холодно, надо разбираться, – продолжил разговор о зонах ответственности Бауржан Гайса. – Отопительный сезон мы прошли благополучно. Жалобы были на то, что слишком жарко в квартирах. Если у кого-то было холодно, то причину надо искать либо в самой квартире, либо в подвале. За их состояние отвечают владелец квартиры и КСК. В этой связи хочу обратить внимание собственников имущества, потребителей тепла на вопросы подготовки внутридомовых инженерных сетей к предстоящему отопительному сезону.

А кто этим будет заниматься – КСК, ОСИ, ПТ – предстоит решить жителям многоэтажных домов. Уже в ближайшее время. Эпопея с реформой системы управления домами далека от завершения. На сегодня известно, что КСК продолжат работу. Но ведь многие из них уже перестали существовать.  И вряд ли председатели, создавшие сервисные, управляющие компании, «включат обратную».

Более того, порядка 300 многоквартирных домов были и остаются бесхозными. Жильцы, действующие по принципу: «Никуда акимат не денется, тепло подключат, воду из подвала откачают», видимо, намереваются так жить и дальше. И ведь подключали и после угроз «писать, жаловаться будем» коммунальные  аварии ликвидировали.

Теперь такими домами займутся временные управляющие от ТОО «Кокше-МЖД». Так что за содержание дома платить все равно придется.

На ремонт котельных в Кокшетау из средств резерва Правительства выделят 2 млрд тенге. Надо сказать, что кокшетауцы эту новость восприняли неоднозначно. С одной стороны, крепнут надежды на то, что и следующий отопительный сезон пройдем благополучно. С другой – надежд на то, что будет у нас своя ТЭЦ, меньше. Во всяком случае, в обозримой перспективе.

Не снят и вопрос о возвращении, казалось, ушедших в небытие блочно-модульных котельных в микрорайонах «Жайлау» и «Сарыарка». Если все-таки они будут построены, то воздух в городе чище не станет. Но даже при капитальном ремонте действующих источников теплоснабжения их возможности в растущем городе не безграничны.

– Вопрос решается на республиканском уровне, – объяснял Бауржан Гайса. – Конкурс проводился дважды. – Желающих построить у нас ТЭЦ не нашлось. Проект этот важный, социальный, но для бизнеса малопривлекательный.

Как, собственно, и реконструкция давно пришедших в негодность газораспределительных установок в разных частях города. Конкурс на эти работы объявляли два раза. И тут же отменяли по инициативе компании «Кокшетау Транс Газ». Руководители находили недоработки. В конце концов конкурс объявили. Же-лающих взяться за эти работы не нашлось. Сейчас ищут подрядчика. И найти его еще сложнее, чем в ситуации с вывозом мусора.

И еще одна проблема. Газ к дому подвели. Но несколько жильцов в свои отремонтированные квартиры мастеров не пускают. Акимат заставить не вправе. Только – соседи, совет дома. И не заставить, а уговорить.

Теперь о том, кто и почему ломает то, что построено. Плюющих, ломающих, переворачивающих… горожан никто, конечно, не оправдывает. Наказывать на-до. Но сначала – поймать и вину доказать. Без помощи неравнодушных, любящих свой город жителей это сделать сложно.

Но есть такой феномен, как «синдром выбитых окон». В заброшенных, неблагоустроенных местах их, как доказано, разбивают чаще. И мусор бросают там, где темнее. Думается, что если бы реконструкция парка, в центре которого – памятник борцам революции, не растянулась на годы, то и разрушений уже отремонтированного было бы куда меньше.

Как и в случае с набережной у озера Копа. Завершать ее строительство теперь будет другой подрядчик. Остается надеяться, что ответственные лица выводы сделали, контроль за работой усилят. И в конце концов набережная станет такой, как и замышляли разработчики прекрасного проекта.

Читайте также