Как нельзя дома строить

Как теперь быть людям, вложившим деньги в квартиры в еще недостроенных домах? Возместят ли осужденные нанесенный людям ущерб? Кому принадлежат земельные участки, на которых без всякого на то разрешения построены многоэтажные дома? Вынесено ли частное определение в адрес МИО, на глазах которых эти дома возводились? И еще: чем руководствовался суд, вынося очень мягкое наказание?

С такими вопросами мы обратились в пресс-службу областного суда после того, как на информационных каналах появились сообщения о том, что Аршалынским районным судом осуждены директора строительных компаний.

«Суд признал виновными директоров строительных компаний Ж. и К. в причинении имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием (ст.195 ч.4 п.2 УК).

Суд установил, что директора двух ТОО вели незаконное строительство жилых многоквартирных домов в селе Косшы, заключая предварительные договоры купли-продажи квартир с гражданами.

Ж. и К., не обладая правом на земельные участки, не имея разрешения, начали строительство 8 домов, 3 из которых еще не достроены.

При этом в недостроенных домах четвертый этаж указан как мансардное помещение, но в договорах обозначен как «квартира». В результате допущенных нарушений граждане, купившие квартиры на четвертом этаже, не смогли зарегистрировать за собой право собственности».

Осужденные не передали гражданам имущество в виде квартир, чем причинили имущественный ущерб, путем обмана и злоупотребления доверием.

Приговором суда каждому назначено 2 года и 6 месяцев лишения свободы с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью и выполнять административно-распорядительные функции в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности сроком на три года.

При назначении наказания суд учел смягчающие обстоятельства: признание вины, наличие малолетних детей и отсутствие отягчающих обстоятельств. С учетом требований Закона РК «Об амнистии в связи с тридцатилетием Независимости РК», срок лишения свободы сокращен до 1 года 3 месяцев.

Благодарим пресс-службу областного суда: ответы на наши вопросы предоставлены оперативно.

За большинством дольщиков сохранено право на жилище, за исключением одного из них, в отношении которого судом взыскана стоимость квартиры. Требования другого потерпевшего будут разрешаться в рамках гражданского судопроизводства.

Земельные участки, на которых возведены дома, ранее судом в порядке гражданского судопроизводства переданы в коммунальную собственность. В настоящее время акиматом принимаются меры по предоставлению земли в ЖСК для последующего оформления прав в пользу владельцев домов, т. е. потерпевших.

В отношении недостроенных трех домов акиматом предпринимаются меры для завершения строительства.

По мере наказания разъясняем, что суд на основании ст. 340 УПК рассматривает дело в пределах обвинения, поддержанного прокурором. Прокуратура первоначально предъявила обвинение по тяжкой статье – ст. 190 ч. 4 п. 2) УК – мошенничество. В ходе судебного разбирательства прокурор перешел на менее тяжкий состав преступления, на ст. 195 ч.4 п.2) УК, преступление средней тяжести – причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием. Потерпевшие согласились с переквалификацией статьи.

Максимальное наказание по ст. 195 УК – 5 лет лишения свободы. Однако суд обязан был применить  ст. 55 ч. 2 п. 1 УК, т. е. не мог назначить наказание больше половины от максимального наказания – 2,5 года, т.к. прокурор не предоставил доказательств наличия обстоятельств, отягчающих уголовную ответственность осужденных.

Пока нет ответа на вопросы: как вообще возможно строительство восьми многоквартирных домов без разрешительных документов? На земельных участках, застройщику не принадлежащих. Почему незаконное строительство не остановили на стадии закладки фундамента? Но их мы адресуем акимату г. Косшы.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также