Выслушать, понять, помочь… В рамках правового поля

«К кому я только не обращалась… Думаю, что только аким области сможет помочь». «Никуда с этой проблемой пока не обращалась. Хочу сразу поговорить с акимом области. Чтобы поручение решить вопрос от него исходило. Так будет надежнее».

Так объясняли свое желание обратиться именно к первому руководителю региона акмолицы, пришедшие третьего мая, в единый день приема граждан, в ДК «Кокшетау».

Нельзя не отметить безупречную организацию столь непростого, многочисленного и многочасового мероприятия. Около четырех часов на вопросы жителей региона отвечал аким области Ермек Маржикпаев, консультировали граждан руководители всех областных управлений, департаментов и ведомств, а также аким областного центра Бауржан Гайса и его подчиненные. За это время рассмотрели более ста вопросов, волнующих простых акмолинцев. Никто из ответственных лиц необоснованных, заведомо невыполнимых обещаний не давал. И при этом недовольных разговором, объяснениями мы не видели. И Ермек Боранбаевич, и руководители различных ведомств сумели найти нужные слова и доводы.

Как всегда, самые актуальные темы – очередь на жилье, благоустройство, ЖКХ, социальная защита…

Среди обратившихся много людей пожилых, законные и бесспорные аргументы отвергающих. Как сказал один из них: «Я пенсионер, мне терять нечего. И времени свободного у меня много. Буду добиваться». Да и не только пожилые порой занимают столь решительную позицию.

К примеру, несколько членов дачного кооператива по Красноярской трассе в Кокшетау пришли жаловаться на своего председателя. Претензии людей, уже построивших на дачных участках, предназначенных для садоводства, капитальные дома, понять можно. Не хотят они складываться с дачниками на новые трубы для полива: у них на участках скважины. Возмущены и повышением ежегодных взносов в кооператив, и тем, что тариф на электроэнергию для них выше, чем для проживающих в частных домах в городе. Аким Кокшетау Бауржан Гайса объяснил: тариф выше, потому что кооператив оплачивает энергию как юридическое лицо, да и решение всех остальных вопросов из этого вытекает: все внутренние проблемы и решаться должны внутри сообщества дачников…

Были и те, кому очень хотелось рассказать о своей беде, почувствовать, что один на один с нею не останутся. Как пожилой женщине, вынужденной на старости лет стать опекуном 16-летнего внука и 10-летней внучки. Их маму (ее дочь) полтора года назад убил муж, отец детей. Теперь он отбывает  наказание в колонии. А она с детьми живет в маленькой комнате бывшего общежития. В очереди на получение жилья по льготной категории стоит. Но перед нею более 1 000 нуждающихся. Надежды не теряет.

– Алименты с отца детей можно взыскать только по судебному приказу, – объяснял ей прокурор г. Кокшетау Дастан Турсынов. – Получите его в городском суде, обращайтесь к судебному исполнителю. Будут проблемы с взысканием – приходите, мы проконтролируем.

После ухода немного успокоенной женщины мы говорим с Дастаном Несипбаевичем о том, как  же нужен республиканский солидарный алиментный фонд (речь о его создании идет уже не первый год), из которого пусть небольшие суммы, но гарантированно и регулярно выплачивались бы детям, чьи родители, допустим, болеют,  скрываются, не работают… Как, к примеру в этом случае: если даже находящийся в колонии максимальной степени безопасности осужденный работает, то вряд ли получает больше минимальной заработной платы.

О проблеме еще одной немолодой дамы и аким города, и его заместители знают в деталях. Живет она в старом, саманном частном доме. По ее словам, ни построить что-либо на принадлежащем ей земельном участке размером в  четыре сотки, ни продать дом она не может. На этом месте планировалось строительство девятиэтажного дома. Так бы и было. И получила бы она от застройщика положенную сумму, купила бы квартиру, о которой давно мечтала. Но хозяин соседнего дома потребовал от застройщика ни много ни мало – 250 млн тенге. И за семь лет убедить его уменьшить свои запросы никому не удалось. Трое соседей оказались у него в заложниках. Застройщику оказалось гораздо дешевле откорректировать ПСД и построить многоквартирный дом на другом участке.

Надежда только на то, что за прошедшие годы хозяин, оценивший свой дом столь высоко, все-таки осознал нереальность этой суммы. И акиму Кокшетау  Бауржану Гайсе, поехавшему к нему после завершения приема, удастся  убедить его изменить позицию. Тогда можно будет просить застройщика вернуться к первоначальным планам. Именно просить. Заставить никто не может.

Но по словам заместителя акима г. Кокшетау по вопросам ЖКХ и благоустройства Даулета Жунусова, когда заработает наша городская программа реновации (уже в этом году, после регистрации соответствующих НПА в органах юстиции) таких ситуаций будет меньше. Заинтересованность застройщика в том, чтобы выкупить все строения, будет намного выше. Потому что находящаяся между ними земля будет передаваться ему во временное безвозмездное пользование.

Рашиду Казбекову знают руководители множества ведомств. Дама очень грамотная, активная, настойчивая в отстаивании своих прав. За пятидесятилетним сыном-инвалидом первой группы ухаживает уже 30 лет. По ее словам, 40 лет живут в съемной квартире. Очередь на получение жилья подошла в 2019 году. Отказалась, потому что предлагали двухкомнатную квартиру без дополнительной площади, положенной инвалидам. В 2021 году суд принял решение в их пользу. Но жилье им нужно только в центре и только новое. Такового предоставить не могут.

Руководитель областного управления строительства, архитектуры и градостроительства Марат Аубакиров разъяснил, что по новой жилищной программе арендное жилье больше строиться не будет. Только выкупаться из уже существующего жилого фонда и предоставляться очередникам. В этом году на деньги, поступившие из республиканского бюджета, будут куплены 163 жилых помещения из расчета 9 млн 600 тенге за каждое. Рашиду Казбекову такое жилье не устраивает.

Ссылается на статью Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 года, где говорится, что МИО имеют право внести доплату сверх положенных нормативов. Причем аргументы «это право, а не обязанность» и «исходя из возможностей бюджета» отвергает. Но согласна ждать до следующего года, когда жилье будут выкупать, исходя из цены 319 тыс. тенге за кв. м. Ей предложили самой подыскать устраивающую по всем параметрам квартиру.

Заместитель руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Ерлан Абжатов подробно разъяснил Рашиде Казбековой, что вопрос изменения критериев присвоения статуса ветерана труда на областном уровне не решается. Что же касается количества памперсов, то уже с первого июня ее сын (как и другие инвалиды) будет получать четыре памперса в сутки вместо нынешних двух.

Мы так подробно описываем это обращение, чтобы стало понятным, сколько времени и сил уходит на то, чтобы выслушать, понять, разъяснить, убедить, помочь. В исключительных случаях – обратиться в благотворительные фонды, к меценатам…

Впрочем, были на приеме и такие активисты, которых хотелось поблагодарить за позитивный настрой и ответственную гражданскую позицию. Например, мама троих детей Ярослава Ворсина из с. Красный Яр, которая вместе с соседями приводит в порядок свой двор.

– Хочу первым делом сказать спасибо за то что бесплатно предоставили нам технику для очистки двора, – обратилась к акиму области Ярослава. – Мы вывезли пять КамАЗов мусора. Конечно, понимаем, что не кто-то устроил такой беспорядок во дворе, мы сами виноваты… Сейчас поддерживаем чистоту. И хотим обратиться с просьбой: нужна детская площадка. Малышей в наших домах очень много, как было бы хорошо гулять с ними в чистом, благоустроенном дворе…

Руководители области и города пообещали Ярославу поддержать. Как подчеркнул Ермек Маржикпаев, ни один вопрос не останется без внимания. Все они будут решены. Конечно, в рамках действующего правового поля.

Владислава КОКОРИНА.
Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также