Счастье – это…

Эта романтичная история любви началась почти тридцать лет назад, в теперь уже далекие 90-е годы.  Он – третьекурсник Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища. Она – сотрудница Алма-Атинского аэропорта. Их почти случайная встреча предопределила весь дальнейший жизненный путь…

…Приближались новогодние праздники. Курсанты суетились, им разрешили пригласить в часть, на дискотеку, девушек. Сержант Каирбек Калибаев особого интереса к этой суете не проявлял. Накануне он заступил на дежурство помощником начальника караула и чувствовал себя уставшим, поэтому тихонько сел у окна в комнате воспитательной и информационно-правовой работы и прикрыл глаза…

В назначенный час пришли гостьи, скромно усевшись напротив курсантов.

– Я не хотела идти на дискотеку, после смены устала, но сестренка уговорила, – уточняет Светлана Александровна. – Вот пришли, ротный рассадил нас и обратился с такими словами: «Девчата, поздравьте ребят, скажите им несколько добрых, приятных слов. Все же вы будете Новый год встречать дома, в кругу семьи, а они – здесь, в казарме. Их родные и близкие далеко». И тут один из парней тряхнул головой, небрежно отбросив рукой красивую густую шевелюру. Наши взгляды на мгновение пересеклись. И в моей голове промелькнула мысль: вот бы с ним познакомиться…

Потом началась дискотека, и они танцевали.

– После вечеринки я хотел проводить новую знакомую, присмотреться к ней… Но не вышло, – признается Каирбек Амиржанович. – Нас, сержантов, вызвал командир и приказал остаться на дежурство. Я извинился перед девчонками, и они ушли.

Через несколько дней, первого января, друг предложил пойти в увольнительную в город, тут я и подумал о Свете. Адрес я запомнил, вот и решил сходить к ней в гости.  Когда мы пришли, дверь открыла ее мама: «Вы Каирбек? Дочь о вас рассказывала… Ее сейчас нет дома, но вы заходите», – гостеприимно пригласила будущая теща, но мы вежливо отказались… Вторая наша встреча состоялась только в феврале. Мы стали встречаться, я ближе познакомился с отцом Светланы, который тоже был военным, и оказалось, что у нас много общих тем, – продолжает Каирбек Амиржанович. – Родители доброжелательно восприняли дружбу дочери со мной, тепло приняли меня в свою семью. В общем, примерно через полгода нашего знакомства мы поженились.

– И снова инициативу проявила я, – смеется Светлана Александровна.

– Помню, гуляем мы по первой Алма-Ате, Света заметила ЗАГС и хитро так говорит: «А давай распишемся?» «Давай», – решил «напугать» ее я своей решимостью…

Юноша понимал, что родители невесты воспримут их решение соединить судьбы с радостью. А как отнесутся его папа и мама, жившие в далеком от Алма-Аты селе Карабулак, как примут невестку-украинку? Волнуясь, молодой человек отправился в родное село.

– Мне всего 22 года было, но я твердо понимал: раз пошел на такой шаг, как женитьба, то это – навсегда. Нас, сыновей, отец строго воспитывал, внушая, что мужчина в ответе за принимаемые решения, а если ошибся – переноси трудности стойко. Не скрою, с опаской признавался, что моя избранница другой веры. При том, что и наша семья была интернациональной: отец – казах, мама –   немка. Ей было шесть лет, когда их семью депортировали в Казахстан из Поволжья. Мой дед, как мог, поддерживал ее семью, а когда 16-летней девушкой она вошла в его дом уже снохой, сказал: если любишь моего сына, то должна принять наши обычаи, нашу религию. И мама – урожденная Фрида Кайль – без сомнения согласилась, став Злипой Калибаевой. Она полностью приняла нашу веру, наши традиции, говорила только на казахском языке…

Когда я все рассказал, отец собрал нас всех, всю большую семью, за общим столом и сказал: «Каирбек намерен жениться, что скажете?»  Каждый высказал свое мнение. Потом папа обратился к маме: «А ты что скажешь?» Моя мудрая мама ответила: «Как ты скажешь, так и будет». Через три дня отец снова собрал нас вместе и сказал: «Бала, благословляю! Но жив ли буду или на том свете, чтобы никогда не слышал жалоб или разговоров о разводе. Бітті», – поставил он точку.

Наконец настал тот счастливый день, когда Каирбек Калибаев и Светлана Давиденко вышли из ЗАГСа мужем и женой.

А как произошло знакомство Светланы Александровны с новыми родственниками? Как встретили родители Каирбека Амиржановича свою сноху-украинку? Которая, кстати, украинкой является по отцу, а мама у нее башкирка.

– Я, когда ехала в Карабулак, переживала сильно. Но все прошло нормально. Больше всех был рад встрече отец! Он очень тепло встретил меня, начал мясо варить для бешбармака. У себя дома мы такого не ели, для меня непривычным было это блюдо – не могла есть, особенно копченку! Мама – свекровь говорит: привыкай! А папа просто пошел и зарезал гуся! Для меня! Я никогда этого не забуду! Он оказался добрейшей души человеком. Сестры Каирбека и племянник – сын его брата – тоже   меня очень поддержали, – с улыбкой вспоминает события многолетней давности Светлана Александровна.

После свадьбы молодожены отправились к месту службы главы семьи – в Талды-Курганскую область, город Уч-Арал. Для молодой жены офицера настали непростые времена: жизнь в гарнизоне сурова.

– Когда мы зашли в комнату, которую нам предоставили, я заплакала: железная кровать, старые занавески и коврик. Представьте, каково это для девочки из обеспеченной семьи?!  Тем более, была уже беременна.

Через полгода супруг отправил Светлану на вертолете в Алма-Ату, где и появился на свет их первенец Тимур. Еще через пять лет родилась лапочка-дочка Аделя.

К воспитанию детей глава семьи всегда относился ответственно и серьезно: учил их казахскому языку, помогал готовить уроки, ведь дети учились в казахских классах и затем продолжили обучение на казахском языке. Сейчас Тимур – преподаватель английского языка, владеет в совершенстве тремя языками. Аделя – учитель информатики, великолепно говорит и на казахском, и на русском, неплохо общается на английском.

Шестнадцать лет назад, в 2007 году, Светлана Александровна приняла веру мужа – ислам. Сделала это осознанно, чтобы во всем и всегда быть рядом с мужем и детьми, которые, как и отец, мусульмане.

«Мы и раньше были дружны, но после принятия мной ислама стали еще более близки с родственниками мужа. Я для них – родная келин, коллеги-казашки называют меня своей сестрой. Это очень приятно», – говорит Светлана Калибаева.

– Мне иногда кажется, что не я в Зеренде и Карабулаке местный, а жена, – смеется Каирбек Амиржанович. – Настолько она влилась в местное сообщество, стала по-настоящему «своей». Даже мои одноклассники каждый раз при встрече передают ей привет. И знаете, мне это даже льстит. Есть авторитет у жены!

Дома Калибаевы разговаривают на двух языках, но чаще, конечно, на родном языке мужа и детей. Кстати, за 28 лет совместной жизни Светлана вполне прилично освоила обиходный казахский, освоила традиционную кухню, обычаи.

– Так получилось, что у нас в семье разные национальности, – вступает в разговор Аделя Каирбековна. – И когда у меня подружки в разговоре спрашивают: каково это, жить в такой семье? Я отвечаю: очень классно! У нас крутая команда! Мы отмечаем и мусульманские, и из уважения к маме – православные праздники. К нам идут гости и на Пасху, и на Айт – никогда не было деления соседей по национальностям… А самый главный праздник в нашем доме – День Победы. Папа как военный человек (Каирбек Амиржанович – старший лейтенант запаса – прим.авт.), чтит память о войне, о не вернувшихся с фронта братьях его отца, которые похоронены в братской могиле.

Есть у нас и такая «крутая» традиция – все наши дни рождения справлять дома, кроме маминого – в день ее рождения мы обязательно идем в ресторан, чтобы в свой праздник она могла отдохнуть, красиво провести время, – продолжает Аделя. – В день 8 Марта наши мужчины – папа и брат – нас балуют, а 7 мая мы их поздравляем.  Это по праву их день, потому что папа в числе первых 580 выпускников военного училища в 1992 году принимал присягу на верность уже не Советскому Союзу, а Республике Казахстан и присягал на казахском языке, а Тимур служил в казахстанской армии…

Семьей Калибаевых невозможно не восхищаться. В ней царят гармония и взаимное уважение, которые делают ее счастливой, крепкой, неподвластной никаким житейским бурям и невзгодам. Свое счастье и благополучие Каирбек Амиржанович и Светлана Александровна выковали сами, собственным трудом, постоянно работая над ошибками. Воспитали достойных детей, заслужили авторитет и уважение в обществе.

– Я – стопроцентный казах, не в   обиду моей матери-немке, – говорит Каирбек Калибаев. – Тем не менее, я рад, что в жилах моих детей течет казахская, украинская, башкирская и даже еврейская кровь (бабушка Светлана Александровны, как выяснилось, была еврейкой). Мой родной Карабулак – село многонациональное. Мы росли в дружбе, никогда не делились на «своих» и «не своих», помогали всем, заботились о старших. Казахи, молдаване, литовцы, русские – все общались между собой на казахском языке, и даже сейчас, спустя много лет, те, кто уехал в Германию, звонят и говорят со мной по-казахски, потому что скучают по родной речи. Нас воспитывали в труде. Мама наша трудилась в животноводстве, детьми мы помогали ей: телят поили молоком – 400 голов, убирали за ними. И так с весны до глубокой осени. Позднее, приезжая на каникулы домой, с братьями и сестрами мы занимались родительским домом. Женщины внутри ремонт делали, мы, мужской пол, сарай ремонтировали, сено для скота заготавливали, дрова, уголь. То есть готовили родителей к зиме, чтобы облегчить им жизнь. Нас так воспитали. Потому и сейчас сидеть без дела не могу. После работы – на огород, по хозяйству что-то поделать. Если чего-то не успел, не сделал – день для меня потерян…

Семью Калибаевых можно смело назвать творческой. Не так давно супруги стали победителями областного конкурса «Мерейлі отбасы» в номинации «Өнерлі шаңырақ», исполнив дуэтом песню на казахском языке и подтвердив известное изречение: талантливые люди талантливы во всем – в труде, в спорте, в творчестве! Всей душой радеют они за национальные традиции, которые учат добру, верности, чести.

Завершить рассказ о красивой, дружной семье Калибаевых, хочу короткой историей. Как-то они были в Кокшетау и решили пообедать в кафе. Вскоре в заведение зашла бабушка, попросив разрешения погреться. Дочь Каирбека Амиржановича и Светланы Александровны Аделя, увидев старушку, которая только что продавала на улице вязаные носки, встала и, купив горячий чай с пирожками, отнесла пожилому человеку. Старушка смутилась, запричитала: «Что ты, доченька! Не надо…»

А Аделя отвечает: «Угощайтесь, бабушка!»

И все, кто был в кафе, вдруг засуетились: кто лагман купил, кто еще что-то для растерявшейся от неожиданного внимания старушки. Калибаевы-старшие были горды за свою дочь: значит, правильно воспитали. Сын тоже никогда мимо чужой беды не пройдет. Потому что так заведено в их семье, так поступают их родители, а они для своих детей – лучший пример во всем!

Светлана КИМ.

Зерендинский район.

Читайте также