Без риска для жизни

В последнее время все чаще поднимается вопрос безопасности в учреждениях образования. Можно ли отпускать ребенка в школу без риска для его жизни и здоровья? Этот вопрос волнует не только родителей не только нашего региона, но и всей страны.

Первый звоночек раздался, когда перед осенними каникулами несколько школ областного центра получили сообщения о заложенных взрывных устройствах. К счастью, тревога оказалась ложной, а проведение эвакуации детей и персонала показали, насколько школы готовы к опасным ситуациям.

Второй раз всколыхнул общественность трагический случай, когда в Петропавловске один из старшеклассников пронес в школу топор и нанес увечья троим детям.

О том, как осуществляется обеспечение безопасности детей в организациях образования Акмолинского региона, рассказал заместитель руководителя областного управления образования Валерий Гамазов.

– В области работают с детьми 832 объекта образования, среди них 542 общеобразовательные школы, 258 детских садов, 32 организации технического и профессионального образования. С 2020 года все они оснащены системами видеонаблюдения. Сейчас проводится работа по обновлению и увеличению количества камер, – рассказал Валерий Георгиевич.

Действия ведомства по обеспечению безопасности детей регламентируются инструкцией по организации антитеррористической защиты и зависят от количества учеников и сотрудников объекта. Если общее число детей и персонала менее 300 человек, они оснащаются системами оповещения и видеонаблюдения. Организации образования, в которых одновременно находятся до 700 человек, оснащаются тревожными кнопками с выводом в дежурные части либо на пульт централизованного наблюдения субъектов охранной деятельности, системой видеонаблюдения с выходом в дежурные части. На более крупных объектах, а их в регионе 272, вход в здание дополнительно оснащается турникетом. К слову, среди общественности часто поднимается вопрос, не станут ли турникеты препятствием в случае эвакуации детей в экстренной ситуации.

– В каждой организации образования предусмотрены запасные выходы, помимо основного. Существуют планы эвакуации, где четко обозначено, каким образом будет распределяться поток детей и сотрудников в чрезвычайной ситуации. Таким образом снижается нагрузка на главный вход. Что касается турникетов, пропускной механизм в таких случаях полностью открывается, и они не будут служить препятствием, – пояснил Валерий Георгиевич.

Еще одним препятствием для нарушителей должна стать охрана. «Прошли те времена, когда посетителей в школу пропускал вахтер. Сейчас ответственность за безопасность детей возложена на специализированные охранные организации, работающие по лицензии, выданной Министерством внутренних дел. Требования к школьным охранникам прописаны в спецификации госзакупок. В случае, если охранник не соответствует требованиям или недобросовестно выполняет свои обязанности, школа имеет право расторгнуть договор», – пояснил В. Гамазов.

Чтобы чрезвычайная ситуация не застала школьников врасплох, основы безопасного поведения заложены в преподавание предметов «Познание мира», «Физическая культура» и «Начальная военная и технологическая подготовка». В школах области разработаны инструкции для учащихся 1-11 классов, где прописано, как нужно действовать в той или иной ситуации.

По словам В. Гамазова, не менее важно работать над созданием благоприятного климата в организациях образования, своевременно выявлять детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, и оказывать им помощь. В этом случае большая ответственность возложена на психологическую службу.

– Деятельность школьных психологов направлена на выявление и диагностику трудностей в образовательной деятельности, консультирование, оказание психолого-педагогического сопровождения и поддержку в условиях образовательной среды, предусматривает сохранение и укрепление психологического благополучия у обучающихся, воспитанников, педагогов, родителей или иных законных представителей. В регионе психологические службы функционируют во всех школах и колледжах, помощь детям и подросткам оказывают 413 педагогов-психологов, – отметил В. Гамазов.

О мерах предотвращения чрезвычайных ситуаций в школах рассказала старший инспектор ювенальной полиции ДП г. Кокшетау Антонина Высочина. Ведомство регулярно проводит работу с подростками и родителями, напоминая об ответственности перед законом.

– В соответствии с Конституцией Республики Казахстан, забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Именно они в первую очередь отвечают за воспитание, обучение и условия содержания несовершеннолетних. К сожалению, не все родители готовы к ответственности. На контроле ювенальной полиции почти 600 неблагополучных семей. Для эффективной профилактической работы с ними объединяются органы здравоохранения, образования и соцзащиты, привлекается полиция. Контроль за соблюдением прав детей обеспечивает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, – пояснила Антонина Сергеевна.

Несмотря на меры профилактики, общее количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними, растет. Если в 2021 г. было выявлено 72, то в 2022 году – уже 80. Из них большая часть совершена студентами колледжей. Представитель ювенальной полиции напомнила, что к уголовной ответственности дети привлекаются с 14 лет, к административной – с 16. Все случаи рассматриваются на комиссии. Злостных нарушителей могут направить в школу г. Тараза для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания.

И даже в таких случаях необходима планомерная работа по социализации детей из группы риска, особенно – по предотвращению буллинга.

– Буллинг – явление тяжело регистрируемое, носит скрытый характер и может привести как к асоциальному поведению, так и к суициду ребенка. Пока что все возникающие конфликты решаются на местах, официально факты буллинга не зарегистрированы. К слову, профилактика суицидального поведения дает свои плоды: по сравнению с 2021 годом снизилось как число попыток в регионе с 25 до 19, так и количество завершенных случаев суицида – с 8 до 4, – пояснила А. Высочина.

Валерий Георгиевич дополнил: для профилактики буллинга, разрешения конфликтных ситуаций между ребенком и семьей, учеником и педагогом, среди сверстников управление образования совместно со специализированным межрайонным судом по делам несовершеннолетних разработало проект по организации системы служб школьной медиации.

– Такие службы уже функционируют в 385 школах области. Школьная служба примирения нацелена не только на проведение медиативных программ, но и на создание комфортной и безопасной среды в школе, организацию работы по противодействию буллинга в безболезненном решении конфликта, – отметил В. Гамазов.

Также в каждой организации среднего образования советы профилактики координируют индивидуальную социально-педагогическую работу с детьми, а также психологическое сопровождение школьников и их родителей. Ведется практика наставничества из числа опытных учителей, зональных инспекторов, членов попечительского совета.

Безопасное нахождение детей в учреждениях образования в последнее время стоит на особом контроле. В начале марта Министерство образования разработало поправки к «Типовым правилам деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования». Насколько эффективны принимаемые меры? Покажет время…

Султан ГАЛЫМОВ.

Читайте также