Старт в науку

Акмолинские школьники завоевали 15 наград на республиканском конкурсе исследовательских проектов и творческих работ «Зерде». Финальный этап состязаний собрал юных исследователей в уютном учебно-оздоровительном центре «Балдаурен». В конкурсе приняли участие более 600 учащихся из Астаны, Алматы, Шымкента, областей, а также из специализированных учреждений образования для одаренных детей.

– Основная цель конкурса – развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников, их исследовательских способностей с раннего школьного возраста. «Зерде» выявляет способных школьников, создает условия для дальнейшего развития их возможностей, – отметили организаторы конкурса – специалисты республиканского научно-практического центра «Дарын».

О том, что научный потенциал учеников начального и среднего звеньев акмолинских школ высок, говорят следующие результаты. Честь региона защищали 24 юных исследователя, представившие на суд строгого жюри 22 проекта. По результатам заключительного этапа конкурса наши участники заняли 15 призовых мест и получили 4 грамоты.

Что нужно, чтобы победить в конкурсе юных исследователей? И педагоги, и участники уверены: хороший проект начинается с интересного вопроса.

В ЧЕМ СЕКРЕТ АРБУЗНОЙ КОРКИ?

Ученик 5 класса школы-гимназии № 1 города Щучинска Бурабайского района Ерасыл Қажмұқан однажды задумался: как можно использовать арбузные корки?.. Мальчик не мог предположить, что этот вопрос, с которым он пришел к учителю химии Шуге Омирзаковне, станет началом большой и серьезной исследовательской работы.

– В летний период большинство людей выбрасывают арбузные корки в мусор, не задумываясь, что им тоже можно найти применение. После беседы с учителем я сформулировал тему работы: «Исследование порошка арбузной корки в качестве адсорбента». В ходе опроса выяснилось, что из 120 человек 107 знают, что мякоть арбуза способствует выведению токсинов и шлаков из организма человека. Однако 83% опрошенных ответили, что просто выбрасывают корки. Я предположил, что порошок арбузной корки в качестве адсорбента может заменить активированный уголь, – рассказывает Ерасыл.

Так началась исследовательская работа. Ерасыл смог не только получить порошок из арбузной корки, но и провел ряд экспериментов на базе Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова. Руководителем проекта стала педагог-исследователь, учитель химии Шуга Тлемисова.

Сначала Ерасыл провел карбонизацию арбузной кожуры, получив порошок черного цвета. Определил pH-среду адсорбента и выявил, насколько хорошо он нейтрализует такие вещества, как пищевой краситель, подсолнечное масло, газированный напиток, спиртовые растворы йода и зеленки. Оказалось, что по многим показателям полученный адсорбент ничем не уступает активированному углю. Итогом исследований стал вывод: порошок арбузной корки можно применить в качестве биодоступного и экологического адсорбента.

– В школьных исследованиях важны любознательность учеников, умение планировать работу и систематически ее выполнять, не бояться искать новые решения уже известных проблем. Это первые шаги к настоящей научной деятельности, которая ждет в будущем наших учеников. Особенно в области химии, где еще много нерешенных загадок, – подчеркивает Шуга Омирзаковна.

Итогом работы Ерасыла стала заслуженная награда – Гран-при в секции «Химия, биология».

СВОЙ КРАЙ ЛЮБИ И ИЗУЧАЙ!

В секции «Туризм и спорт» лидировала исследовательская работа ученицы 7 класса общеобразовательной школы села Андыкожа батыр Жібек Байсымақ.

– Мой родной край – район Биржан сал – обладает богатой историей, начиная с самых древних времен вплоть до современного периода. Поэтому я решила разработать маршрут по сакральным местам района. Это обогатит знания учеников об истории Казахстана, а также может привлечь туристов, для которых это путешествие будет интересным и познавательным. Для полного представления проекта я разработала сайт, где разместила информацию об истории района, его географии и достопримечательностях, – делится Жібек.

В своей работе школьница учла не только природные красоты и исторические памятники, но и такие факторы, как места для питания и санитарной остановки.

Основными локациями маршрута стали город Степняк, села Жукей и Макинка. Они соответствуют всем критериям и интересны достопримечательностями и богатой историей. Жібек уверена, что краеведение сохраняет связи между поколениями, способствует патриотическому воспитанию. «Мои ровесники хотят больше знать о своем регионе, его истории, сакральных местах», – утверждает школьница.

По словам руководителя проекта, учителя истории, педагога-мастера Нурлана Бекбаева, исследовательские работы важны для формирования научного мировоззрения школьников, независимо от их возраста.

– Выполняя работу, Жібек научилась ставить проблемы и предлагать пути их решения, делать обоснованные заключения о влиянии развития сети дорог на историю государства, а также приобрела хороший опыт и навыки исследовательской работы. Любовь к Родине и воспитание активной гражданской позиции начинаются с любви к месту, где человек родился и проживает. Исследование направлено на возрождение духовных ценностей казахстанцев с учетом всех современных рисков и вызовов глобализации, призвано повысить конкурентоспособность нашей страны в мире, сохранить национальную идентичность, популяризовать культ знания и открытость сознания граждан, – подчеркнул учитель Нурлан Мыктыбаевич.

* * *

Направления исследований акмолинские ребята выбирают самые разные: медицина, психология, экология, физика, космос, математика, этнокультурология, информатика, техника… Быть может, в недалеком будущем их первые разработки станут стартом в большую науку. Пожелаем юным исследователям новых побед!

Читайте также