В казахстанском обществе в период электоральной кампании обострились дискуссии по самым различным вопросам, однако курс на политические преобразования в стране по-прежнему остается самым важным. В связи с этим необходимо вспомнить основные аспекты политических реформ, обозначенных Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым с момента его избрания в 2019 году.
Еще в период предвыборной кампании Глава государства высказался за налаживание конструктивного диалога между обществом и государством, в частности, он отметил: «Старые проблемы – новые решения. Наш приоритет – повышение качества жизни казахстанцев. Для решения этой важнейшей задачи нужен диалог власти с обществом. Мы этот диалог обязательно наладим, чтобы обеспечить порядок и гармонию в обществе».
Идеологической основой диалога власти с народом стала концепция «Слышащего государства», а инструментом реализации – создание Национального совета общественного доверия (НСОД). За прошедшие несколько лет началась реализация указанной концепции и прошел ряд заседаний НСОД. Следует отметить, что концепция «Слышащего государства» направлена на взаимодействие с различными категориями населения, а в состав НСОД вошли многие представители гражданского общества, представив себя некой общественной палатой Парламента. Такими были первые шаги политического курса действующего Президента.
Далее Глава государства обозначил стратегические цели реформ в построении Нового Казахстана, одним из главных условий которых стало поэтапное осуществление политической модернизации. Так, с 2019 по 2022 годы было реализовано четыре пакета политических реформ, в рамках которых принято 13 законов. Все они призваны создать платформу для проведения дальнейших преобразований.
Ключевые концептуальные аспекты нового политического курса нашли отражение в Посланиях Президента страны народу Казахстана, его выступлениях на заседаниях Национального совета общественного доверия, Высшего совета по реформам, в рамках других мероприятий и в программной статье «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» («Независимость превыше всего»). Сделан акцент на политико-правовое и политико-административное измерение необходимых в современных условиях преобразований. Приведу ряд основополагающих подходов в проведении политической модернизации:
- Курс на последовательность и поэтапность. Как отмечает Глава государства, «политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперед, продуманно и постепенно, но и не отставая».
- Еще будучи спикером Сената Касым-Жомарт Токаев выдвинул формулу «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». С одной стороны, здесь обеспечивается преемственность с сохранением в Казахстане президентской системы правления. С другой стороны, сделан акцент на повышение уровня участия Парламента в процессе принятия государственных решений и уровня эффективности работы Правительства, посредством усиления его ответственности и подотчетности, прежде всего, обществу. Тем самым созданы основы для трансформации суперпрезидентской системы правления в части усиления институциональных начал в политической системе Казахстана.
- Формула «Разные мнения – единая нация» направлена на признание политического многообразия, плюрализма мнений и альтернативных точек зрения, а также формирования новой политической культуры посредством конструктивного диалога. В практической плоскости данная формула, в частности, предполагает развитие многопартийности, политической конкуренции и совершенствование законодательства о мирных собраниях.
- Концепция «Слышащего государства», ориентированная на постоянный диалог власти и общества, установление эффективной обратной связи между ними, обязательное выполнение властью своих обещаний перед народом, своевременное и эффективное реагирование государ-ства на все запросы граждан, вовлечение представителей гражданского общества в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач и вопросов.
2022 год стал переломным в истории нашей страны, он стал точкой отсчета построения Нового, Справедливого Казахстана. Послание Президента от 16 марта 2022 года, можно сказать, дало старт целому комплексу изменений в системе высшего государственного управления: переформатирование палат Парламента, создание Конституционного суда, переход к смешанной пропорционально-мажоритарной системе выборов и упрощение процесса регистрации политических партий. Эти кардинальные изменения были закреплены путем внесения поправок в действующую Конституцию во время всенародного референдума 5 июня 2022 года.
Не откладывая в долгий ящик реализацию объявленных нововведений, 1 сентября 2022 году Президент в своем Послании народу озвучил очередной пакет политических реформ. Началом которого должно стать изменение сроков президентских полномочий, перевыборов депутатов Парламента и маслихатов.
Таким образом, новая модель политической системы путем полного переформатирования обеспечит регулярную ротацию властных структур, предсказуемость и устойчивость системы государственного управления, закрепит дальнейшее развитие нашей страны на принципах политической конкуренции. На данном этапе политической модернизации Президент Касым-Жомарт Токаев после победы на президентских выборах 2022 года перезагружает представительскую власть внеочередными выборами 2023 года.
Ардак КАПЫШЕВ,
кандидат исторических наук, проректор по научной работе и международному
сотрудничеству Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова,
член научно-экспертной группы Акмолинской ассамблеи народа Казахстана.