Уже не первый год мы слышим, читаем о том, что по результатам опросов сфера образования в Казахстане является одной из самых коррумпированных. У всех у нас учатся дети, знакомые. И как-то это утверждение не совпадает с нашими наблюдениями. Насколько оно справедливо в отношении нашей области?
Таков один из вопросов, заданных журналистами руководителю областного департамента по противодействию коррупции Арману Рахимову на брифинге, прошедшем на площадке РСК.
Отвечая на него, Арман Тастемирович подтвердил справедливость наших ощущений: «Определенные проблемы возникают в вопросах, связанных с госзакупками, распределением бюджетных средств, надбавками к заработной плате… Но не в большей мере, чем в других сферах». Обращений по поводу каких-либо «сборов-поборов» не поступало.
В Карту рисков нашего региона, составленную специалистами на основе тщательного и профессионального мониторинга, вошли сферы сельского хозяйства, земли, экологии, дорог и инфраструктуры.
Часть ставших основанием для этого вопросов уже решается: обеспечение аграриев дизтопливом по льготной цене, субсидирование фермеров, использование пастбищных земель и условных земельных долей пайщиков, реконструкции автодорог…
На особом контроле находятся проблемные вопросы земельных отношений, системы водоснабжения, канализации и экологии. В их числе – реконструкция водоочистных сооружений Кокшетау. Они уже сегодня не обеспечивают необходимый объем и качество потребляемой воды. А с учетом роста населения ситуация может обостриться.
Анализ коррупционных рисков в сфере транспортного контроля выявил ряд проблемных вопросов: фиктивное проведение техосмотра, слабая цифровизация и автоматизация процессов, оказание предпочтений определенным субъектам предпринимательства при выдаче спецразрешений на проезд крупногабаритного и тяжеловесного транспорта.
Что касается деятельности СПК «KOKSHE», то здесь ключевыми проблемными вопросами являются несовершенство нормативно-правовой базы, реализация активов по заниженной стоимости, непринятие мер по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
Кроме этого, в ходе анализа в СПК «KOKSHE» выявлены неиспользуемые пастбища в Катарколь-ском сельском округе Бурабайского района. По инициативе департамента СПК добровольно возвратила государству 11 пастбищных земельных участков площадью 490 га.
Как показал анализ деятельности филиала «Қазақстан темір жолы», коррупционные риски связаны с административными барьерами при подаче вагонов, отсутствием должной цифровизации, прямым контактом железнодорожников с предпринимателями… К примеру: ключевые бизнес-процессы по подаче вагонов регулируются в ручном режиме, окончательное решение по распределению вагонов фактически зависит от воли руководства КТЖ… Отсюда возможность корыстных манипуляций, оказания предпочтений отдельным предпринимателям.
Не теряет своей остроты вопрос обеспечения граждан доступным жильем. В ходе мониторинга целевого использования предоставленного нуждающимся лицам из госфонда жилья для временного проживания в г. Кокшетау установлено, что 25 лиц занимают его необоснованно. Более того, часть из них сдавали жилище в аренду, а другие имели собственное жилье. Работа по возврату этого жилья в коммунальную собственность и передаче его реально нуждающимся лицам проводится.
Уже в этом году департаментом проведен мониторинг в сфере погребения граждан. Коррупционные риски выявлены на всех этапах захоронения умерших. Установлены мошеннические действия не причастных к захоронению получателей единовременных выплат на погребение. Выявлено 10 случаев необоснованных выплат на погребение на общую сумму более 450 000 тенге при захоронении лиц государством, из них в трех случаях получатели выплат занимают ответственные должности. По одному такому факту расследуется уголовное дело.
Благодаря совместной работе нашего департамента, транспортной прокуратуры, РПП «Атамекен» восстановлены и защищены права 209 предпринимателей, занимающихся грузоперевозками. Грузоперевозчики получили уведомления о превышении весовых параметров без спецразрешения. В ходе изучения вопроса выяснилось, что НК «КазАвтоЖол» неправомочна направлять уведомления грузоперевозчикам о нарушении правил перевозок багажа и грузов (ст.571 КоАП). Также все предприниматели имели разрешительные документы на перевозку грузов. В итоге все уведомления о правонарушении отозваны, а 40 возбужденных административных дел прекращены.
Еще одним превентивным инструментом в рамках исключения нерационального использования бюджетных средств является ежедневный мониторинг госзакупок посредством системы «Единое окно закупок».
Основная задача: предупреждение искусственного завышения стоимости товаров уже на стадии планирования. В прошлом году по рекомендациям специалистов департамента госорганы и организации пересмотрели свои закупки и сэкономили бюджет на 1,1 млрд тенге. Так, отдел образования г. Степногорска выделил на приобретение электрических плит 8,4 млн тг или 1,2 млн за каждую. При этом рыночная стоимость плиты составляет 540 000 тг. В результате экономия составила 4 620 000 тг.