Контролировать. Но кому и как?

– Перед людьми стыдно. Как им объяснить, что не выполнили обещанное. Что им наши слова: «Мы старались, но не все от нас зависит», если они продолжают ездить по плохим дорогам, – с горечью говорил председатель общественного совета по вопросам регионального развития при областном филиале партии «AMANAT» Кайрат Султанов.

На очередном заседании совета обсуждались проблемные вопросы строительства и содержания на территории нашей области дорог республиканского и местного значения.

Причины плохих дорог (и не только их), в принципе, все те же: непростые конкурсные процедуры, отсутствие должного контроля за ходом проведения работ… «Недобросовестные подрядчики», «Проект находится на экспертизе», «В связи с удорожанием материалов требуется корректировка проекта», «По мере выделения средств» – эти словосочетания уже набили оскомину всем, кто бывает на подобных заседаниях.

Разве что специфической причиной для сферы дорожного строительства является становящийся традиционным в разгар сезона дефицит битума. Решить проблему прежним способом – закупить недостающее количество в соседней России – уже не получается. Подорожал настолько, что цена на уровне бензина. По словам Кайрата Абайдоллаевича, прошлой осенью его стоимость достигла 220 000 тенге за тонну. При том, что в смете заложено 120-130 тыс. тенге.

Почему Павлодарский нефтеперерабатывающий завод – основной поставщик этого необходимого для строительства дорог компонента – не делает его запасы в течение всего года – непонятно. И вопрос этот на уровне регионов, конечно, не решить. Но чем чаще его задают, в том числе и на таких заседаниях, тем скорее Правительство примет меры.

А вот обозначившаяся на заседании проблема недостаточной информированности населения решается, в принципе, «здесь и сейчас». Заседание совета проходило в режиме видеоконференции и вопросов из разных районов было столько, что руководитель областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Владимир Кулаков подготовленный им доклад озвучивать не стал. Отвечал на каждый из заданных вопросов.

Надо отдать должное молодому руководителю: делал он это максимально конкретно и аргументированно.

Но ответа на вопрос: «Почему мы не знали этого раньше? Люди бы меньше волновались» все-таки не было. И сказать «вся информация размещена на нашем сайте» Владимир Захарович, увы, не мог.

Сразу после заседания сайт изучила. Доступной для понимания непрофессионала информации примерно по такой несложной схеме: «В прошлом году сделано…». «В этом году планируется…» найти не смогла. Но хотелось бы. Причем не общие данные, а конкретно, по каждому району. В разделе сайта «вопрос-ответ», начиная с марта прошлого года, опубликовано всего семь вопросов. Но пять из них задал один и тот же житель поселка Аксу.

В принципе такая ситуация характерна не только для сайта этого управления. Такое ощущение, что создаются они «для внутреннего пользования».

– Если бы люди знали, что существуют нормативно установленные промежутки между ремонтами одного конкретного участка трассы, то, возможно, не требовали настойчиво «хотя бы ямы засыпьте», – размышлял Кайрат Абайдоллаевич. – Может лучше потерпеть, дождаться нормального асфальтного покрытия.

Владимир Кулаков проинформировал о том, что средний ремонт дороги возможен не ранее, чем через два года после проведения ямочного, капитальный – через четыре года после среднего. А после капитального никакой ремонт в течение 7-10 лет по существующим нормативам проводить вообще нельзя.

Очевидно, что такие межремонтные сроки установлены исходя из того, что работы проводятся качественно, в соответствии с требованиями и нормативами. Значит, заказчик должен подрядчика контролировать чаще и строже. И не только после завершения работ, но на каждом из этапов.

Возрастает и значимость общественного контроля. Но как визуально можно определить, допустим, состав укладываемого асфальта, толщину покрытия? Да еще непрофессионалам?

Ответ Владимира Кулакова на вопрос о том, насколько необходимы услуги специалистов областного филиала Национального центра качества дорожных активов был однозначен: «Безусловно, необходимы. У нас такого оборудования для определения качества дорожного полотна нет». Договоры с этой организацией заключаются с 2018 года. Через портал госзакупок, но методом из одного источника. По итогам прошлого года специалисты центра выявили 121 дефект на дорогах районного значения и улично-дорожной сети населенных пунктов. Обошлось это в 150 млн тенге. Именно на такую сумму был заключен договор. В этом году пока выделено 60 млн. При корректировке бюджета сумма может вырасти.

Отсюда еще один «повод для размышлений». Областное профильное управление для того, чтобы оценить качество ремонта дорог, вынуждено прибегать к помощи специалистов. За весьма немалые деньги. Тогда как это могут сделать мониторинговые группы, создаваемые различными общественными организациями и просто неравнодушные, активные граждане?

Не умаляя значимости общественного контроля, возможно, все-таки надо исходить из того, что проводить контроль на визуальном уровне все-таки малоэффективно, а для более глубокого и обоснованного мониторинга нужны и оборудование, и профессиональные знания, и свободное от основной работы время… Но, впрочем, это не только к общественному мониторингу качества дорог относится.

Светлана ЗОРИНА.

Читайте также