Наука и образование – понятия сопряженные

– На сегодняшний день, к сожалению, вузовская наука не стала той платформой, которая должна питать фундаментальную, прикладную науку. Здесь мы сконцентрируем очень большие усилия, – говорил министр науки и высшего образования РК Саясат Нурбек на встрече с коллективом КУ им. Ш. Уалиханова.

О задачах, стоящих сегодня перед учеными ведущего акмолинского вуза, мы беседуем с проректором по научной работе и взаимодействию с регионом Айгуль Жакуповой.

– Айгуль Досжановна, мы, конечно, не будем углубляться в историю деления науки на академическую и университетскую. Какова ситуация сегодня, почему все чаще говорят о перспективах развития именно вузовской науки?

– Понятие «академическая наука» связано с деятельностью академии наук, НИИ. И стабильным государственным финансированием, от конечного результата не зависящим.

Теперь, как принято во всем мире, в нашей стране перешли на финансирование грантовое. Выиграть гранты удается далеко не всем и далеко не всегда. Но конкуренция действительно «двигатель прогресса». В том числе и в научной сфере.

При этом тот факт, что, выступая на юбилейной сессии Национальной академии наук, Президент Казахстана говорил о необходимости вернуть академии наук статус государственной организации и закрепить финансирование из госбюджета, говорит о неисчерпанном потенциале такой формы развития науки. Но на этом же совещании шла речь и о том, что в последние годы приток молодежи в науку уменьшился с 11% до 7% от общей численности персонала, занятого НИОКР.

Без развития вузовской науки эту проблему не решить. В университетах к проведению научных исследований привлекают не только магистрантов, но и студентов. Пока в пилотном режиме, но в вузах уже внедряется новая модель оценки – интегральный GPA. Это означает, что одним из ключевых показателей оценки успеваемости студентов должна стать их исследовательская активность.

Так что речь сегодня идет о необходимости интеграции академической и вузовской науки. Чтобы академики руководили магистерскими, докторскими диссертациями, лекции читали в студенческих аудиториях.

– Сегодня идет речь и о том, что государство не может полностью взять на себя финансирование научных исследований. И не должно этого делать. В развитых странах университетская наука главным образом финансируется частным бизнесом. Ученые работают над конкретными заказами крупных корпораций. Результатов достигли, в производство внедрили – получили оплату. У нас такая схема не прослеживается?

– Именно об этом говорил Глава государства в своем Послании в сентябре прошлого года. Он предложил внедрить механизмы налогового стимулирования для бизнеса, направленные на технологическую модернизацию и научные разработки. Сейчас разрабатывается проект    закона, в котором предусматриваются серьезные налоговые, инвестиционные, бюджетные преференции для компаний, которые будут финансировать научные проекты.

Но пока таких компаний в нашей стране немного. Тем более, в регионе. Ситуация такова, что легче и быстрее купить технологии за рубежом. Но это пока. И потом, даже зарубежные технологии можно и нужно адаптировать к нашему сырью, потребностям, климату, в конце концов.

– Возможно, компании не обращаются к ученым, потому что не видят их потенциала?

– Этот фактор тоже нельзя исключить. Далеко не всегда в регионе есть ученые, которые могут решить конкретную задачу конкретного предприятия. Но мы же владеем информацией, контактируем с ведущими научными школами не только ближнего зарубежья. В случае заключения договора готовы предоставить свою лабораторную базу, подключить молодых преподавателей, магистрантов. Помогая в качестве научных сотрудников, они приобретут опыт и в дальнейшем смогут работать с предприятием уже непосредственно.

Несколько лет назад к нам обратилось руководство ТОО «Тиолайн» с предложением разработать методику извлечения редкоземельных материалов из отвалов. Для нашего региона это очень перспективное направление. Мы обратились к российским ученым, работающим в данном направлении. Озвучили проблему на проводимом ежегодно в нашем университете международном Горном форуме. Несколько ученых выразили готовность заниматься данной проблемой. Результатов ждем уже в этом году.

Ученые нашего университета обладают хорошими наработками в сферах селекции семеноводства, агроэкологии, кормопроизводства… Работаем над созданием базы для научных исследований в сферах горного дела, машиностроения… Исходим из того, что ключевая задача вузовской науки – содействовать решению, прежде всего, региональных проблем.

– Но очевидно, что решение    социальных вопросов, духовного развития человека тоже должно опираться на научную основу…

– Абсолютно верно. Тем более, что КУ им. Ш. Уалиханова традиционно силен в сферах педагогической науки, филологии… Лаборатория педагогической инноватики под руководством доктора философии по направлению «Педагогика и психология» Гульмиры Ракишевой работает над проблемами научной психодиагностики, буллинга в подростковой среде, инклюзивного образования. Наши «Серебряный» и «Детский» университеты – научные проекты, которые вызвали не только общественный резонанс, но и сугубо научный интерес. В рамках грантового финансирования успешно работают университетские казаховеды, историки…

Очень важно, что в реализации всех научных проектов живое, заинтересованное участие принимают магистранты, студенты.

– Но Вы же, как никто иной, знаете о том, насколько преподаватель загружен своей основной учебной деятельностью. Где взять время еще и на научную работу? И разве хороший преподаватель обязан быть еще и ученым?

– В обязательном порядке не должен. При этом даже в том случае, если сам преподаватель научными проектами не занимается, привить студентам навыки исследовательской деятельности обязан: увидеть проблему, сформулировать цели, задачи, гипотезы исследования, умение написать короткую аннотацию…

Если же преподаватель занимается научными исследованиями и делает это успешно, ему присваивается статус преподавателя-исследователя. За этим следует снижение педагогической нагрузки. В зависимости от степени занятости в проекте.

В 2021 г. этим статусом в нашем университете обладали 35 человек, в этом году – 54. В прошлом году работали над 12 проектами по грантам Министерства науки и высшего образования, 14 – на хоздоговорной основе. Работаем над тем, чтобы их стало больше.

Беседовала Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также